«Когда деньгами будешь ссужать народ Мой, неимущего, который с тобой, — не будь ему притеснителем и не бери с него проценты» (22:24).
Отличительная черта жителей Иерусалима — готовность прийти на помощь ближнему. Один мой знакомый пригласил недавно друзей и ближайших родственников, чтобы провести скромную церемонию помолвки своей дочери. Когда гости собрались, он вдруг обнаружил, что на столе нет бутылки виски для традиционного тоста «Лехаим!» Ну какая помолвка без виски, если большинство присутствующих — выходцы из Америки? Было поздно, магазины закрылись. Кто-то предложил позвонить в ближайший ГМАХ — так называются пункты денежной помощи и бесплатного проката вещей. Через полчаса хозяин бодро разливал по стаканчикам «Джони Уокер». От него лишь требовалось вернуть в ГМАХ бутылку такой же или подобной марки. И никакой платы за услугу.
Иерусалим — далеко не исключение. В других городах Израиля тоже много ГМАХов. Ведь мы, евреи, добрый народ. Гуманизм и милосердие сидят в наших генах.
В иудаизме милосердие не декларация, а руководство к действию. Это образ жизни. Само слово «цдака» означает не только «благое дело», но и в своем изначальном смысле «справедливость». За помощь нуждающимся у нас не дают наград и почетных грамот. Потому что помогать — это «справедливо» и, значит, обязательно для всех.
Просмотрите Пятикнижие, нашу древнюю конституцию. Вы вряд ли найдете в нем слово «права». Зато обязанностей множество. Они перечислены и в сегодняшнем разделе: обязанности хозяина перед рабом; детей перед родителями; мужа перед женой; общества перед бедняками; человека перед обществом и Б-гом; обязанности по отношению к сиротам, вдовам, новообращенным и даже личным врагам («Если встретишь ты заблудившегося быка или осла, принадлежащего врагу твоему, должен ты вернуть его хозяину»).
Но куда делись права? Они не нужны, поскольку их заменяют обязанности. Все зависит от того, с какого конца разрабатывать юридическую систему. Можно записать в преамбуле конституции: «Все люди созданы равными и наделены Тв-рцом неотъемлемыми правами», а можно начать и так: «Вот законы, которые ты разъяснишь им» (21:1). Конечный результат одинаков, но с одной существенной разницей.
Система, ставящая во главу угла права, создает нацию потребителей, получателей. Система, опирающаяся на обязанности, воспитывает нацию дающих.
«Когда деньгами будешь ссужать народ Мой…». В иудаизме давать деньги нуждающимся — не добрая воля, а строгая обязанность, закон.
Буква закона
«И вот законы, которые ты разъяснишь им» (21:1).
Иудаизм легко отличить от других религий. Евреи не едят свинину, носят ермолку и молятся в талите. Однако, когда речь заходит о социальной справедливости, законы Торы как будто мало чем отличаются от аналогичных положений, проповедуемых другими социальными системами и религиями.
Нет, разница все-таки имеется, и весьма существенная. Она заключается в букве «вав», с которой начинается сегодняшний раздел. «Вав» в начале слова означает союз «и»: «ве-эле», и эти…
Раши объясняет, что «вав» (и), с которого начинается раздел «Мишпатим», введен для его смыслового соединения с предыдущим разделом «Итро», в котором описано дарование Торы, чтобы мы поняли: на Синае были получены не только Десять заповедей, но и законы социальной справедливости, перечисленные в «Мишпатим».
Все законы и положения иудаизма, все 613 заповедей, включая правила обращения с родителями, бедняками, должниками, преступниками и новообращенными, были получены непосредственно от Б-га и зафиксированы в Его Торе.
У других народов эти правила опираются на прагматизм и цивилизованность. Ни одно общество не может существовать без общепринятого и обязательного кодекса поведения, но разница между Торой и любой другой системой общественных законов огромна и принципиальна. Законы, придуманные людьми, меняются под воздействием внешних обстоятельств. Они открыто попираются во время войн и революций, под напором низких инстинктов, прорывающих тонкую оболочку культуры.
Реки невинной крови были пролиты во все эпохи, и, как ни парадоксально, чем «прогрессивнее» эпоха, тем больше жестокости, тем больше жертв, хотя заповедь «Не убей» всегда считалась краеугольным камнем «общечеловеческой» морали.
Для еврея, живущего по Торе, главный императив законов общественной жизни заключен не в морали и культуре как таковой, не в прагматических соображениях, а в том, что эти законы выражают волю Б-га, причем в неменьшей степени, чем запрет есть свинину и обязанность накладывать тфилин.
Именно этот императив, который можно выразить в словах: «Я делаю это, потому что так повелел Тв-рец вселенной», хранил иудаизм и его социальные законы на протяжении сотен лет.
Большая дубинка
«И пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо пришельцами вы были в стране Египетской» (22:20).
Все обидчики — трусы. Они готовы тиранить жертву лишь до тех пор, пока чувствуют свою безнаказанность. Но как только перед их носом замаячит большая дубинка, они сразу в кусты.
Какая связь между заповедью не угнетать пришельца и напоминанием, что евреи тоже были пришельцами в Египте?
Фараон с садистским наслаждением терроризировал еврейских рабов, думая, что за них некому заступиться. Б-га он не признавал и поэтому не боялся Его. Еще при первой встрече с Моше и Аароном он самоуверенно заявил: «Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га, и Израиль тоже не отпущу» (5:2). Но вот грянули Десять казней, и жестокий правитель сразу сменил тон. Уже после седьмой казни — града — он смиренно заявил: «Согрешил я на сей раз, прав Б-г, а я и народ мой — грешны. Помолитесь Б-гу, и довольно быть…граду, и я отпущу вас» (9:27-28).
Тот, кто притесняет пришельца, становится похож на фараона. Ведь пришелец одинок, у него нет влиятельных родственников, а значит, думает обидчик, некому и заступиться за него. Поэтому Б-г строго предупреждает: «Если кого-либо из них (пришельца, вдову или сироту) ты будешь притеснять, то когда возопиет он ко мне, услышу я вопль его. И возгорится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, а дети ваши сиротами». Таков один из главных принципов иудаизма: слабые пользуются особой защитой. Их охраняет Большая дубинка.
Глаз и зуб
«И если ударит кто раба своего или рабыню в глаз и повредит его, то должен отпустить раба этого на волю за глаз его. И если он зуб раба своего или рабыни выбьет, пусть отпустит его на волю за зуб его» (21:26-27).
Ссылаясь на эти стихи, мудрецы Талмуда (трактат «Брахот») говорят, что страдания очищают человека от его грехов и, значит, спасают от наказания. Если раба отпускают на свободу за потерю одного глаза и зуба, насколько весомее страдание, поразившее все тело. Тяжело больному человеку, тем более будут прощены в Мире грядущем его прижизненные грехи.
Но почему в Торе упоминаются глаз и зуб? Неужели нельзя ограничиться, допустим, глазом? Ведь речь идет лишь об одном органе или части тела. Раши отвечает в комментарии, что этот закон распространяется на двадцать четыре главных наружных органа человека, таких, как пальцы на ногах и руках, два уха, нос и другие. Если бы в Торе упоминался только глаз, но не зуб, продолжает Раши, можно было бы подумать, что раб освобождается за потерю только такого органа, который был создан вместе с ним, каковым является глаз, и если ему выбьют один из зубов, которые вырастают уже после рождения, то он остается в рабстве. С другой стороны, если бы Тора назвала только зуб, без глаза, мы бы решили, что данный закон относится даже к зубу младенца, который со временем меняется на постоянный зуб. Поэтому сказано: «глаз».
Еще одно объяснение предлагает Виленский Гаон. Он связывает упоминание глаза и зуба с недостойным поведением Кнаана, чей отец Хам был одним из сыновей основателя послепотопного человечества — Ноаха. Кнаан был проклят, и его потомкам было суждено стать рабами (отсюда выражение «эвед-кнаани», раб-ханаанеец) за то, что он издевательски смотрел на Ноаха, уснувшего в обнаженном виде после выпитого вина, и затем рассказал отцу об увиденном, а тот, в свою очередь, похвастался «подвигом» сына своим братьям Шему и Яфету. В первом грехе участвовали глаза, а во втором — зубы, один из органов речи. Поэтому, когда хозяин лишает своего раба глаза или зуба, источника того проклятия, грех считается искупленным для данного раба, и ему больше незачем оставаться в неволе.