Текст Торы содержит в себе схемы, записанные языком рассказа (нарратив). Схема описывает сложную систему, состоящую из нескольких частей, обладающих силами, интересами, участвующих во внутренних конфликтах между частями.
Самая глобальная схема Торы — двухчастная система «египтяне-евреи».
Слово «Египет» на иврите — «мицраим», от корня цар (всем известно однокоренное слово — цурэс). Буквально «цар» — узкий — в смысле ограниченный, тесный.
Главное (но не единственное) применение этой схемы — описание внутреннего мира человека. В нашем внутреннем мире есть две части (система «египтяне-евреи»), которые называются Ецер а-Ра и Ецер а-Тов, или интересы тела и интересы души. При этом словом «душа» мы называем не мифическую субстанцию, а некий набор интересов человека, связанный с его величием и противопоставляемый «тесным» (мицраим) телесным интересам.
Каковы интересы тела? По большому счету, они связаны с понятием выживания и инстинкта самосохранения.
У животных — это охота ради удовлетворения голода, у человека — это «охота» за работой ради денег, ради еды, ради удовлетворения голода. В целом та же схема, что и у животных, только в середину этой цепочки вклинились работа, деньги и магазин.
У животного активность охоты ограничена размером желудка. Наелся — и на время инстинкт успокоился. У человека, благодаря отсутствию подобного ограничения на главный объект «охоты» — деньги (банковский счет, в отличие от желудка, ограничений не имеет), механизм автоматического отключения инстинкта не срабатывает. И человек, который работает «по инстинкту», всю жизнь посвящает охоте за деньгами, не имея возможности отключить его, т. к. программа работает на подсознании.
Это состояние и называется узостью (мицраим). Таким человеком командует инстинкт, и человек, не знающий того, что в нем происходит, не может вырваться из этой программы, т. е. служит «рабом» своих денег (как евреи в Египте) или другим проявлениям эго.
И хотя денег у человека может быть много, он «обслуживает» капитал, а не наоборот.
Механизм души абсолютно другой. Учит нас Тора, что мир — не джунгли, в которых идет охота на деньги.
Миром правит главная сила, и эта сила создала человека, чтобы поднять его на уровень сотворца.
Модели охотника и сотворца мира — это мета-программы, которые работают в человеке. Первая программа формируется неосознанно с помощью влияний семьи (если родители сами далеки от духовности), влияний улицы, рекламы и масс-медиа.
В частности, когда вам хотят что-то продать, реклама изображает вас «охотником» за этим товаром. Как в иудаизме работает модель сотворца мира?
Увидим это в сравнении. Когда шоу-бизнес вешает на стену гигантский портрет звезды, человек смотрит на картинку снизу вверх. «Кумир» далеко, а я сам по себе.
Когда еврей обращается в молитве ко Вс-вышнему, он имеет в виду, что его молитву слышат. Молитва — это механизм связи и взаимодействия.
Если внутри человека мета-программа «Я и Б-г — сотворцы мира», то каждая молитва, работающая именно в этой мета-программе, — очень сильно развивает самооценку человека. Так же будет работать и броха (благословение), и тфиллин и многие другие заповеди.
Чтобы иудаизм работал в полную силу, мы должны сформировать в себе правильную мета-программу.
В нормальной ситуации такая мета-программа формируется у человека, выросшего в религиозной семье, ходившего в иешиву и жившего в среде, чистой от «мусора» — масс-культуры. Тогда все заповеди, естественно, будут работать в мета-программе сотворца мира.
Гораздо сложнее приходится людям, выросшим в светском мире (в Египте) и пытавшимся осмыслить еврейскую идею в зрелом возрасте.
Мы изначально смотрим на иудаизм сквозь неправильную мета-программу. И все заповеди воспринимаются нами абсолютно извращенно, не так, как они были задуманы Автором — Вс-вышним.
Поэтому нам нужен Моше — учитель, который выработает правильный подход. И нам нужны «10 казней египетских», разрушающих старую мета-программу, если мы не сменим программу сами.
Последний кризис, разрушивший мировую финансовую систему, — это начало программы «10 казней».
Тем не менее, у нас есть выбор. Если человек добровольно займется изменением своего внутреннего мира, Вс-вышнему не понадобится включать программу «10 казней», чтобы вывести его из Египта. Выбор — в наших руках.