Когда молчание – золото?

Вообразите сцену: миллионы людей подходят к морю. По прямому приказу Всемогущего, между прочим! Вдруг по сторонам сошлись львы и пантеры, а сзади неумолимо накатывается лучшая в мире армия, которую считали полностью уничтоженной. Небеса раскрываются, и над народом парит ангел-хранитель Египта, Уза, во всём его ангельском великолепии. Зрелище не для слабонервных! Народ начинает роптать; кто готов броситься в море в надежде на чудо, кто застывает в молитве, кто предлагает сдаться, кто сражаться, кто окопаться… Где же просить о помощи, как не у Б-га, показавшего Свою мощь и выведшего из порабощения великими чудесами? И вдруг: «Стойте — и увидите спасение… Г-сподь будет сражаться за вас, а вы умолкните». Следующий пасук подтверждает требование «тишины в зале»: «И сказал Г-сподь Моше: что ты вопиёшь ко мне? Скажи сынам Израиля, чтобы двинулись!»

Мудрецов эта ситуация беспокоит, и они бьются над шарадами, из которых Тора, собственно, и состоит. Благо Традиция донесла к нам множество тонких деталей.

Известно, что во всех бедствиях и опасностях должно взывать к Создателю о помощи. И — действовать, полагаясь на Его попечение, ведь Тора велела: «Только очень береги душу свою!». А тут — стой и молчи! Затем иди. Объясняя, учителя раскрывают нам «технику» управления миром.

Очевидно, что война — проявление свойства «строгости», справедливого суда Всемогущего. Почему же Тора использует здесь четырёхбуквенное Имя, которое связано с атрибутом милосердия? Древний комментарий Мехилта настаивает, что речь идёт не только о ловушке у моря. «Не лишь сейчас, но и всегда Создатель будет сражаться с вашими ненавистниками!» (Согласитесь, разве не «цимес», когда нацистских извергов сокрушают войска лютого жидоеда Сталина? Или антисемит Джимми Картер изо всех сил выручает Израиль во время Шестидневной войны? Уж такая заметна «волосатая лапа» сверху!)

Дальше Мехилта приводит слова рабби Меира: Г-сподь будет сражаться за вас, даже если вы молчите; тем более, если вы славите небеса! А как же «молчи» в пасуке?! Интересную гематрию приводит Бааль атурим к «что ты вопиёшь..?». Слово «ма» («что») даёт число 45. Оно состоит из 40 («40 дней умолял я Г-спода за вас», после греха золотого тельца, — скажет Моше Израилю). И пять слов молитвы Моше за его обсыпанную проказой сестру Мириам: «Смилуйся, пожалуйста, Всемогущий, вылечи её!» Есть время удлинять молитву, есть время максимально её сокращать.

А почему сокращать здесь? Говорит книга «Зоар»: не хотел Творец в тот час, чтобы Израиль проявлял активность и «пробуждал небеса». Ведь праотцы уже опередили их и пробудили милосердие «сверху»! Многое прибавляют другие учёные. Рабби Моше Файнштейн, самый, вероятно, авторитетный законоучитель еврейской Америки, говорит, что само чудо у моря было неизбежным продолжением чудес выхода из Египта. По той же причине мы не произносим хвалебный «Аллель» в последний день праздника Песах, день перехода моря. Говоря шахматным языком (а рав Моше был талантливым шахматистом), здесь «конец форсированного варианта». Евреям оставалось только молча положиться на милость и мудрость Всемогущего — ведь не ради же разгрома спасал Он нас из злой страны!

Ещё причина — Творец старается исполнять просьбы праведников. А праведники могли просить разного, что лишь вносило бы сумятицу в стройный план. Ещё — Творец добавил милосердие к строгости в Его «битве» против египтян. Когда все преследователи погибли в море и земля отказалась принимать злодейские тела, «протянул Он руку свою и покрыла их земля». «Зоар» пишет, что так же удостоятся погребения воинства Гога, которые «придут сражаться с Б-гом у Иерушалаима».

Если бы причиной спасения были мольбы евреев, существовала опасность одного из трёх нежелательных «вариантов». Или мы пробудили бы чистую «меру суда» — и египтянам бы пришлось (по заслугам!) ещё более туго. Или эта «мера справедливости» могла бы обратиться против нас — ведь и мы были, ой, не безгрешны в Египте! Или же, наоборот, наши просьбы о спасении могли пробудить столь сильную «меру милосердия», что часть её досталась бы египтянам и суд над ними остался бы незавершённым.

Ещё одной причиной называют мудрецы то, что эта война вообще не касалась евреев! После казни первенцев египтяне ясно осознали, что сражается против них лично Б-г. И теперь вышли на войну с Ним! Нам с вами, знающим о всемогуществе Создателя, это кажется нелепым, но для египтян и прочих атеистов-политеистов сиё вовсе не тривиально! Потому: «молчите, это не ваши разборки!»

Возможно, главная причина — евреям нужно было заслужить спасение делом. Ведь мы делом служили идолам, фараону и Партии! И поэтому чтобы пробудить к себе милость небес, нам нужно было молча двинуться в ещё не расступившиеся воды, реализуя свою веру на практике. Самый дорогой товар на земле — это самопожертвование человека ради исполнения воли его Создателя. И потому при всей силе еврейской молитвы, бывают времена, когда нужно молча ждать или просто идти вперёд.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора