«В одном доме пусть едят ее (пасхальную жертву), не выноси этого мяса из дома и костей в нем не ломайте» (12:46).
Почему празднование Песах сопровождается таким количеством, на первый взгляд, мелких, тривиальных указаний? Неужели нельзя обойтись одной мацой?
В начале Второй мировой войны из Лондона и других британских городов, которые подвергались налетам гитлеровского «люфтваффе», были эвакуированы дети. Некоторых вывезли за океан. Другие остались в Англии и вместе с родителями переждали бомбежки в сельской местности.
Разлученные семьи воссоединились лишь в конце войны. Трудно описать радость этих долгожданных встреч. Однако вскоре выяснилось, что у родителей и детей, не расстававшихся всю войну, сохранились более тесные контакты, чем в семьях, которые жили в разлуке долгих четыре с половиной года.
Из этого факта психологи сделали любопытный вывод. Мы думаем, что заботимся о своих детях, потому что любим их. На самом деле, в наших отношениях с детьми действует обратная связь: именно забота о детях порождает любовь к ним. Всякий раз, когда мы встаем среди ночи, чтобы дать ребенку стакан воды или сменить пеленку, мы отдаем ему частичку себя, своих сил, своего покоя, и эта отдача усиливает нашу любовь к нему. Вот чего не хватало британским родителям, чьи дети находились в эвакуации, — возможности напоить сонного ребенка и уложить его в постель.
Так же складываются и наши отношения с Б-гом. Некоторые говорят: «Как я завидую твоей вере! Я бы тоже хотел верить, но не получается. Нет в моей душе веры, не чувствую ее».
На самом деле, вера не появляется на пустом месте. Ее рождают действия. Когда мы делаем для Б-га то, что Он требует от нас, — омываем руки после сна, накладываем тфиллин, произносим благословение после еды, мы как будто подносим стакан воды плачущему ребенку среди ночи.
Вот почему Б-г дал нам так много заповедей в напоминание об Исходе. Ведь чтобы только запомнить этот день, нам было бы достаточно погрызть немного мацы без сложного ритуала, которым обставлено празднование пасхальной недели: уборка жилья, удаление квасного, «седер» с чтением «Агады», мацой, горькой зеленью и «афикоманом». Такая детализация не случайна. Вс-вышний дал множество мицвот, чтобы привить нам глубокую эмоциональную привязанность к Себе, чтобы выработать в наших сердцах всепоглощающую любовь к еврейскому образу жизни.
Времени вопреки
«И да будет вам день этот в память, и празднуйте его, праздник для Б-га, во всех поколениях ваших — как исполнение вечного закона празднуйте его» (12:14).
Если бы мы рассматривали Исход из Египта лишь как освобождение из физического рабства, то празднование Песах, установленного в память об этом событии, пришлось бы отменять во времена гонений. В самом деле, о какой свободе может идти речь, когда тебе грозят костры инквизиции и погромы? Но для нас выход из Египта — это, прежде всего, духовный Исход. Ведь не случайно Б-г раз за разом требовал от фараона устами Моше: «Шлах эт ами ве-яавдуни» — «Отпусти народ Мой, чтобы он служил Мне! « Свобода нужна не сама по себе, а для служения Высшей силе, Высшей правде.
Тридцать три столетия назад Б-г вытащил евреев из духовной трясины Египта, возвысил их, сделал Своим избранным народом и даровал им праздник Песах на вечные времена, обязав соблюдать его даже в самые черные дни гонений.
Когда мы празднуем Песах «для
Б-га», т. е. как духовное избавление, он становится нашим «вечным законом», не подвластным исторической конъюнктуре.
Звезда по имени «Раа»
Перед восьмой казнью, саранчой, Моше решительно потребовал от фараона отпустить всех евреев в пустыню на трехдневный религиозный «фестиваль»: «С отроками нашими пойдем и со старцами нашими пойдем, с сыновьями и нашими дочерьми, со всем нашим скотом мы пойдем, ибо праздник Б-га у нас». Фараон угрожающе возразил ему: «Да будет так с вами Б-г, как я отпущу вас и детей ваших. Смотрите, беда перед вами!» (10:9-10).
Что имел в виду египетский правитель? Почему он так самонадеян и о какой беде говорит? В первых словах этой фразы явственно слышится сарказм. Фараон хочет сказать, что не отпустит евреев и что Б-г не поддержит их. Ведь они обманывают его: беря с собой детей, стариков и скот, бунтовщики явно не собираются возвращаться. Поэтому их побег обернется бедой.
В мидраше словам «беда перед вами» дается иное объяснение. «Раа» (беда, зло) — это название звезды. Придворные астрологи убедили фараона, что звезда «Раа» (обратите внимание на ее созвучие имени древнеегипетского бога солнца Ра) предрекает рвущимся на свободу еврейским рабам кровавый конец. Именно ей суждено определить их судьбу в пустыне. Позже, когда Б-г хотел истребить евреев за поклонение Золотому тельцу, Моше напомнил Ему об этом пророчестве фараона: «Зачем допускать, чтобы египтяне говорили: На беду («бе-раа») Он их вывел» (32:12), т. е. увел их на смерть под астрологическим влиянием звезды «Раа». Получится, что Б-г отнюдь не всесилен, что на Его решения влияют посторонние силы, и в результате массовой гибели евреев в пустыне сам Б-г будет дискредитирован, Его Имя будет осквернено. Этот довод подействовал: Тв-рец пощадил грешников.
И все-таки что означало кровавое видение египтян? Нет, это был не мираж. Придворные астрологи не зря получали зарплату. Они лишь неправильно истолковали увиденное. Та «кровь» на небосводе символизировала массовое обрезание, проведенное евреями после сорокалетних скитаний по пустыне, когда они вступили в Эрец-Исраэль под руководством преемника Моше Иегошуа бин-Нуна.
Тьма Египетская
«И сказал Б-г Моше: Простри руку свою к небесам, и настанет тьма в стране Египетской, и будет осязаема тьма» (10:21).
Вечер. За окном темно. Мать укладывает ребенка в постель и, выходя из комнаты, щелкает выключателем. «Мамочка, — догоняет ее испуганный голос, — пожалуйста, не закрывай дверь… Не надо!».
Нет ничего страшнее черной пустоты. Если дверь случайно закроется, из мрака возникает страшное чудовище. Его щупальца тянутся к окаменевшему от ужаса лицу. А под кроватью возится гигантское насекомое, угрожающе шипя и похрюкивая.
Каждого из нас одолевали такие детские страхи. Но разве только в детстве. Даже став взрослыми, мы храним где-то далеко в подсознании боязнь темноты. Конечно, мы не дети, и, войдя в темную комнату, уверенно тянемся к выключателю. Мы знаем, как вернуть свет, и не боимся никаких пауков и страшилищ. Ситуация под нашим контролем.
Но представьте, что вы оказались в темноте, над которой вы не властны. Нет выключателя, нет лампы, и вокруг не видно ни зги. Вам опять захочется крикнуть: «Мамочка!»
Но почему темнота наводит страх? Нет, не из-за мохнатых чудовищ, рожденных растревоженным воображением. А из-за того, что мы попадаем в мир, в котором нет ничего, кроме нас. Нас обволакивает космическая пустота. И ничего нет вокруг, кроме нашего прерывистого дыхания и глухого биения сердца. Несколько минут такой тишины, и в ушах начинает пульсировать кровь. Звуки безмолвия.
На иврите слово «тьма», «хошех», созвучно слову «удерживать», как в эпизоде жертвоприношения Ицхака. «Ибо теперь Я знаю, — сказал Вс-вышний Аврааму, — что ты боишься Б-га, и единственного сына своего не удержал, не укрыл («ло хасахта») от Меня» (Берешит, 22:12).
Ибо тьма — это именно «удержание», отделение от внешнего мира.
В сегодняшнем разделе Торы описывается предпоследняя казнь, постигшая Египет, — тьма. На первый взгляд кажется, что в ней нет ничего страшного, жестокого: ни кровавых рек, ни отвратительных лягушек, ни кошмарных нарывов. Просто тьма. Она сгущалась постепенно. Вначале люди не видели друг друга, даже сойдясь вплотную; затем они не могли двигаться, и им было трудно дышать. Тьма парализовала египтян в буквальном смысле. Но как может тьма парализовать кого-то? Ведь она бесплотна. Тьма ведь не материя.
Дело в том, что в густой тьме человеку кажется, что в мире не осталось никого, кроме него, что все вокруг исчезло. Ему некуда идти. Протянешь руку — и она навсегда исчезнет. Нет ничего, что было при свете. Нет времени, нет места, пространство куда-то растворилось.
У Б-га много имен. Одно из них — «Маком», дословно «место». Каббалисты учат, что не Б-г существует в мире, а, наоборот, мир существует в Б-ге.
Б-г — это место, где находится вселенная. Он — место всего сущего. Он дает существование, пробуждает жизнь.
Народы мира из века в век твердят евреям: «Нет вам места в этом мире. Вы захватчики, узурпаторы чужой земли. Вы отбираете у законных хозяев «аль-Харам аш-Шариф» (Храмовую гору). Отдайте, она не ваша. Ваш удел — скитания, быть вечно странствующим жидом из христианской мифологии.
Что ж, в каждой лжи есть крупица истины.
Евреям действительно нет места в этом мире, с точки зрения обычного здравого смысла. Мы не от мира сего. Само наше существование противоречит истории. Согласно ее «законам», мы должны были исчезнуть, раствориться во мраке еще много веков назад. Наше выживание — головная боль для любого беспристрастного историка. Нам просто нечего делать в этом мире. Ведь нас не любят, нас не хотят. Проблемы возникают перед нами всякий раз, когда мы хотим быть, как все народы, когда мы думаем, что нас вот-вот примут в содружество наций, что нам милостиво предоставят место под солнцем.
Однако Б-г сотворил нас по совсем другой мерке. Мы — сверхъестественный народ. Мы — Его «наследие», Его «удел» в этом мире. Наше существование возможно только в Нем, в Месте по имени «Маком». Лишь усвоив этот непреложный факт, мы сможем выбраться из парализующей «тьмы египетской» на вечную свободу, к свету и радости.