Мы не заимствуем заголовок у знаменитого романа Рудольфа Кестнера, мы возвращаем его на законное место. Мудрецы, исследуя казнь тьмой, часто пользуются этим выражением.
«… И была непроницаемая тьма по всей земле египетской тройку дней. Не видели друг друга и не вставал человек с места своего тройку дней. А у всех детей Израиля был свет во всех жилищах». Большинство комментаторов согласны, что казнь продолжалась шесть дней. Три дня «просто тьмы», когда люди могли двигаться, но не видеть. И три последних дня, в которые тьма сгустилась до осязаемости. Но казни в Египте обычно длились неделю, и седьмой день Творец «вернул» египтянам у Красного моря: «и было облако и мрак…» Есть мнение, что тьма длилась всего три дня, а удвоение текста намекает на два вида «затемнённых»: египтян и евреев-грешников. Раши из не совсем обычного термина «тройка» (вместо «три») делает вывод, что перед нами «строенные дни», когда нет разделения на день и ночь. А рабейну Бехайя выделяет три вида темноты: обычная, непроницаемая (которая не только не рассеивалась светом, но сама тушила свечу) и плотная, сковывавшая движения людей.
Есть разночтения в том, что ослепило грешников. В Талмуде спорят об этом рабби Иегуда и рабби Нехемья. Первый утверждает, что была «верхняя тьма», второй — что «нижняя тьма». «Но разве есть тьма в небесах?» — удивляются мудрецы. И поясняют, что Всевышний раскрыл Себя в Египте. Свет ослепляет бессовестных, высшая духовность представляется им самой непроницаемой тьмой. Праведным же он даёт возможность видеть мир от края и до края. Подобно Адаму в первые часы его жизни. Согласно же рабби Нехемье, в Египет пришла тьма Геинома (ада). Ею, в частности, наказываются злодеи, лишённые из-за грехов возможности видеть истину.
Комментаторы «примиряют» оба этих мнения: раввины не спорят, а просто говорят о разных вещах. Высший свет обратился на детей Израиля. Грешники из них, те, кто сросся с египетской «ментальностью» и не желал выходить из полу-добровольной тюрьмы, не выдержали раскрытия Б-жественности и умерли. А египтян в эти дни ослепляла тьма, чтобы они не увидели похорон у евреев и не решили, что здесь не наказание за безнравственность, а обычный природный катаклизм. А вот адская тьма — это уже «подарок» непосредственно египтянам. За моральную нечистоплотность, за радостное соучастие в преступлениях режима. И за то, в частности, что хотели погрузить во тьму безмыслия евреев: «Пусть тяготеет над ними работа», чтобы не думали о Б-ге…
Есть и более «естественные» объяснения «технологии тьмы». Согласно рабейну Бехайя, Творец изменил свойства египетского воздуха. Мы бы сказали: «коэффициенты преломления». Почему мы видим? Потому что воздух насыщен солнечными лучами. Вот и сделал Создатель, который «каждый день, каждое мгновение заново творит мир», исключение для египетской империи. Воздух перестал впитывать свет и «возвращался к глазам тёмным». Только в земле Гошен, где жили большинство евреев, хранивших заветы отцов, мир вращался по обычному закону. Больше того: праведники видели в эти дни дальше и отчётливей! Ведь Тору так и называют — «Дурайса» (на арамейском — «светоносная»). Смешно, если бы не было так зловеще — большевики через 3,3 тысячи лет любовно тиражировали сентенцию: «Учение — свет!». Только слегка подменили учение…
Говорят мудрецы, что тьма была «толщиной в золотой динар». И что главные причины самой этой казни — немилосердие, безжалостность людей по отношению друг другу и их погружение в материальность. Когда человек хочет видеть своего ближнего, готов ощутить его радости, боли и тревоги и при необходимости подставить плечо — его обращённые в мир глаза наполнены светом. Светом милосердия и доброты. Зато бег за «золотыми динарами»делает чёрствым и слепым. Человек настолько тонет во тьме бездуховности, что «не может встать с места своего». Не сможет увидеть нужды другого. Не сможет изменить свой бесполезный и бессмысленный путь. Путь в тёмную могилу. Путь, на котором его всё время подгоняет кричать и суетиться подспудное ощущение тьмы. Но ведь про ту же тьму говорят учителя: «Если одолевает тебя твоё злое начало, напомни ему о дне смерти»! Напомни, что земная дорога не безнадёжна. Но на этой дороге должно быть нечто, что защитит тебя от казни тьмой.
Мудрецы сравнивают с тьмой великолепную греческую культуру. Ибо в основе её лежал культ человеческого тела и собственного разума. Греки, при множестве своих мистерий и оракулов, не нуждались в Откровении. Они были вполне самодостаточны и довольны собой. Как современный мир, немало впитавший «в подкорку» из их философии.
Хочу напомнить названия двух книг. «Слепящая тьма» Кестнера — о нацистском режиме. И «Чёрная свеча» Высоцкого и Верховского, от которой, как и от колымских рассказов Шаламова, идёт ощущение сгущённой тьмы. Словно воскресли глыбы той, египетской, и налипли на погоны генералиссимуса и мундиры штурмовиков. И ныне гуляют по миру её оборотни. «Но во всех жилищах детей Израиля был свет» Торы!