Четвёртый чемпион мира по шахматам Александр Александрович Алёхин родился 31 октября 1892 года в Москве, в дворянской семье.
С шахматами он познакомился в семь лет и серьёзно начал играть только в двенадцать лет. Международный дебют юного Алехина состоялся на 16-м конгрессе Германского шахматного союза в Дюссельдорфе (1908 г.) в главном побочном турнире, где он занял 4-5 место.
После турнира сыграл матч с немецкими мастерами Куртом фон Барделебеном (4,5:0,5) и Хансом Фарни (1,5:1,5). В том же году он выиграл матч в Москве у известного шахматиста Бориса Блюменфельда (4,5:0,5) и занял первое место в турнире Московского шахматного кружка, тем самым завоевав право выступать во Всероссийском турнире любителей.
Успешно играл в турнирах и матчах с сильнейшими мастерами, такими как Фёдор Дуз-Хотимирский и другие. Это дало ему право в 1914 году играть в петербургском турнире гроссмейстеров. В нём Александр Алёхин занял третье место после Эмануила Ласкера и Хосе Рауля Капабланки. Это был колоссальный успех молодого гроссмейстера.
В этом качестве он дебютировал на международном турнире в Мангейме в 1914 году, который был прерван в связи с началом Первой мировой войны. Однако первый приз был присуждён Алехину.
В России, охваченной военной истерией, Алёхин идет добровольцем в действующую армию. После тяжелой контузии он лечился в госпитале в Тернополе, затем несколько месяцев жил в Одессе и вернулся в Москву, где обыграл лучших московских шахматистов, а на первом чемпионате Советской России, проведенном в период 1918 — 1920 гг., занял первое место.
Женившись в 1921 году на швейцарской журналистке Ангеле Рюгг, Александр Алёхин выехал с ней за границу, где и остался жить. С годами Алёхин по достоинству оценил достижения советских шахматистов на международной арене.
В 1920 году Алёхин решает бороться за шахматную корону. В то время чемпионом мира был Эмануил Ласкер и претендентом номер один на матч с ним был Хосе Рауль Капабланка. Алехин выиграл матч у Ласкера и стал третьим чемпионом мира. С тех пор целью и смыслом жизни Александра Алёхина стал шахматный поединок с Хосе Раулем Капабланкой.
К осуществлению своей заветной цели Александр Алёхин шёл долго — целых семь лет. Долгие годы ушли на сборы необходимых призовых пяти тыс. долларов, считавшихся по тем временам приличной суммой фонда.
Однако Капабланка в 1925 году в своём лондонском меморандуме объявил новые правила для претендентов на матч с ним. Главным изменением в нём была сумма призового фонда — 10 тыс. долларов.
С огромным трудом Алёхин за много лет собрал в России и в Европе 5 тыс. долларов, но Капабланка отказался принять их и сесть с ним за шахматный столик. И тут Алёхину на помощь пришли аргентинские меценаты из Буэнос-Айреса. Причём сделали они это совсем не потому, что считали шансы Алёхина реальными, а потому, что хотели увидеть очередной триумф кумира Латинской Америки чемпиона мира Капабланки.
Матч на первенство мира между Капабланкой и Алёхиным проводился в Буэнос-Айресе. Согласно регламенту, матч проводился до шести побед без ограничения общего числа партий. При счёте 5:5 чемпион мира Капабланка сохраняет своё звание.
Матч проходил с 16 сентября по 29 ноября 1927 года, в нём было сыграно рекордное по тому времени число партий — 34, матч закончился победой Александра Алёхина со счётом +6,-3,=25. И Александр Алёхин стал четвёртым по счёту чемпионом мира в истории шахмат.
После матча экс-чемпион мира Капабланка заявил: «Александр Алёхин играл в этом матче лучше меня и, следовательно, достоин успеха, которого заслужил».
Став в 1927 году чемпионом мира, Алёхин продолжал удивлять шахматный мир. Самые престижные турниры в Европе, Северной и Южной Америке, в которых он играл, подчас напоминали сеансы одновременной игры, хотя его соперниками были первоклассные шахматисты. «Он играет с нами, как с жёлторотыми птенцами», — высказался выдающийся гроссмейстер Арон Нимцович, проигравший Александру Алёхину очередную партию.
Был и такой случай, когда Александр Алёхин в 1931 году в гроссмейстерском турнире в Бладе опередил второго призёра на 5,5 (!) очков. Это до сих пор непревзойдённый рекорд. Вообще, в те годы Алёхин играл с такой силой, что сметал на своем пути всех шахматистов.
Не встретив достойных шахматистов и постоянно игнорируя претензии Капабланки на матч-реванш, Александр Алёхин запил. И вот, находясь в пьяном угаре, Александр Алёхин принял предложение самого сильного в Нидерландах шахматиста и широко известного в Европе Макса Эйве на проведение матча на первенство мира.
Матч Александр Алёхин — Макс Эйве был организован Нидерландским шахматным союзом и проходил с 3 октября по 15 декабря 1935 года в тринадцати городах, в том числе в Амстердаме, Гронингеме, Роттердаме, Утрехте и др. Макс Эйве смог победить не просыхавшего от пьянства Александра Алёхина с преимуществом лишь в одно очко со счётом 15,5:14,5. Какой же шахматной силой надо было обладать, чтобы в таком состоянии и так играть! А через два года, когда состоялся матч-реванш, Александр Алёхин привёз с собой в Нидерланды корову и пил только молоко.
Матч-реванш Эйве — Алёхин также был организован Нидерландским шахматным союзом и проводился в тех же городах, что и первый матч. Сохранился и регламент матча — на большинство очков из 30 партий. Матч выиграл Александр Алёхин со счётом 15,5:9,5. Он стал первым в истории шахматистом, которому удалось вернуть себе почётное звание чемпиона мира…
В Европе уже пахло войной. Шахматная жизнь постепенно начинала затухать. Не смогли собрать установленный призовой фонд для организации матча на первенство мира с Александром Алёхиным такие великие шахматисты, как Арон Нимцович и Акиба Рубинштейн, не состоялся матч-реванш Алёхин — Капабланка. Всё это — великие потери для сокровищницы шахмат, это то, что не удалось осуществить великим шахматистам и увидеть их поклонникам.
Во время войны Алёхин жил с женой Грейс Висхор в Париже. Его сотрудничество с немцами было связано с обещанием оккупационных войск не трогать его жену-еврейку. Он участвовал во многих турнирах, организованных немцами, давал сеансы одновременной игры на многих досках для солдат германской армии, писал статьи о теории шахмат и о роли евреев — чемпионов мира Вильгельма Стейница и Эмануила Ласкера в истории шахмат. Особое внимание он уделил «арийскому направлению» в шахматах. Это ему принадлежит выражение, что у каждой нации свой стиль игры.
В годы войны и после шахматы были его единственным источником существования, ничего другого делать он не мог.
После окончания войны Алёхина обвинили в коллаборационизме, а американская шахматная федерация и её лучшие шахматисты Ройбейн Файн и Сэмюэль Решевский требовали лишить Александра Алёхина звания чемпиона мира по шахматам. Некоторые шахматные федерации европейских стран предлагали объявить экс-чемпиона мира Макса Эйве чемпионом мира или организовать матч между Эйве и Решевским.
Доведенный до отчаяния и находясь, под давлением шахматной общественности, в изгнании в небольшом португальском городке Эшторил, Александр Алехин 24 марта 1946 года внезапно скончался.
Великий гений шахмат ушёл из жизни непобеждённым. Его внезапная смерть до сих пор загадка.
Чтобы понять причины, приведшие к смерти Александра Алёхина, необходимо вернуться в 1939 г. Начало Второй мировой войны застаёт четвёртого чемпиона мира в Буэнос-Айресе. Он возглавляет сборную Франции на очередной шахматной Олимпиаде, которая тогда называлась «Турниром наций». Когда сообщение о нападении Германии на Польшу доходит до Аргентины, Александр Алёхин и Савелий Тартаковер организуют бойкот немецкой команды: французы, поляки и другие команды отказываются играть с немцами.
После окончания Олимпиады Александр Алёхин наверняка мог бы остаться в Аргентине, как поступили многие европейские мастера, в первую очередь евреи. Один из них — Мигель Найдорф из сборной Польши — стал основателем аргентинской шахматной школы.
Мог Алёхин уехать и в США, его жена — Грейс Висхар была весьма состоятельной американкой. Вместо этого они направляются в уже пылающую войной Европу. Официальная версия — необходимость решить вопрос с недвижимостью жены. Грейс Висхар владела замком во Франции. Но почему-то, вернувшись в предвоенный Париж, Александр Алёхин, вместо продажи замка, в 43-летнем возрасте вступает добровольцем во французскую армию и идёт служить переводчиком, владея тремя языками.
Во время оккупации Франции замок Грейс Висхар был разграблен. Офицер славянин с женой еврейкой — такой «комплект» мог стоить жизни Алёхину. В аналогичных ситуациях оказались эстонец Пауль Керес и живший тогда в Германии Ефим Боголюбов.
Алёхин вынужден был выступать в турнирах с военнослужащими Вермахта. Гарантируя неприкосновенность жены, немцы на примере Александра Алёхина стремились заручиться его согласием выступать в шахматных турнирах, представляя Великую Германию. Приняв это предложение, Алёхин окончательно себя погубил…
Но вернёмся к его вкладу в развитие мировых шахмат. В своих партиях и теоретических работах Алёхин показал поразительную связь дебюта с миттельшпилем и эндшпилем, последовательно осуществлял свои стратегические планы, навязывая соперникам свою игру.
Макс Эйве писал об Александре Алёхине: «Когда я думаю о том, какие творческие идеи вкладывал подчас Александр Алёхин в доигрываемые позиции, какие неожиданные пути он находил, я проникаюсь величайшим восхищением перед мастерством этого шахматиста».
Игра гения шахмат Александра Алёхина до сих пор не перестаёт удивлять знатоков, а его творчество является предметом тщательного изучения и превосходным вкладом в сокровищницу шахмат.
За всю свою шахматную карьеру чемпион мира Александр Алёхин участвовал в 87 турнирах и в 62 из них занял первое место; провёл 23 матча, в том числе 5 матчей на первенство мира; выиграл 17 матчей, 4 свёл вничью и только 2 проиграл (Владимиру Ненарокову в 1909 г. и Максу Эйве в 1935 г.). Перечень, достойный чемпионского гения. n