День выборов

«Боже, какими мы были наивными,

Как же мы молоды были тогда…»

Романс из кинофильма «Дни Турбиных»

Выборы, выборы, выборы… Местные газеты уделяют им основное внимание. Кандидаты в мэры из прессы узнают, какие они изумительно-прекрасные или, наоборот, отвратительно-ужасные, причем обе заметки напечатаны рядом, на соседних страницах. Грязь льется селевыми потоками. Доверия не вызывают ни те, ни другие. А вот воспоминания о выборах в СССР, в которых я принимала участие не только как избиратель, но и как агитатор, всплывают в памяти.

О первых выборах я уже как-то писала. Они были первыми во многих отношениях. Во-первых — первыми послевоенными. Первыми для меня — мне исполнилось 18 лет. В первый раз я принимала участие в выборах как агитатор. Не говоря уже о том, что «выборов» как таковых не было в прямом понимании этого слова, потому что в бюллетене был один кандидат от «блока коммунистов и беспартийных». Но мне эти выборы запомнились еще и тем, что накануне пришлось ночевать в институте, поскольку перед агитаторами была парткомом поставлена задача: в 6 часов утра избиратели должны прийти на участок и проголосовать. Но в те послевоенные годы транспорт так рано не ходил. Вот и спали мы, сидя на стульях в большом актовом зале, чтобы в 5 часов 30 минут «двинуть» к избирателям. Темень, холод (февраль), развалины (от военных бомбежек), а мы пробираемся к домам избирателей, звоним и стучим в двери и окна. В ответ часто слышим проклятия, иногда и нецензурные… Зачем нужно было так рано будить избирателей, которые с нетерпением ждали единственного выходного, чтобы выспаться, а избирательные участки работали с 6 утра до 10 вечера?! Это еще один из перегибов советской власти. Потом через каждые четыре года выборы повторялись, но схема была такая же.

А вот последние выборы, в которых я принимала участие как избиратель и как агитатор, существенно отличались от всех предыдущих, проведенных за годы советской власти. Не считая, конечно, разогнанного матросом Железняком Учредительного собрания.

Началась горбачевская «перестройка», а с ней демократизация жизни в стране, в том числе и выборов в Верховный Совет СССР. Появились новые партии и общественные организации, которые выдвигали своих кандидатов. По нашему избирательному округу были выдвинуты известные не только своими талантами, но и прогрессивными взглядами поэт Евгений Евтушенко и редактор легендарного в то время журнала «Огонек» Виталий Коротич. Даже в самые суровые и жестокие советские времена, когда цензура свирепствовала и следила за каждой строчкой, Евгений Евтушенко записал о событиях в Праге (1968 год): «Танки идут по Праге, танки идут по правде, танки идут по солдатам, которые в танках сидят…» Рассказывают, что в одной из школ Праги учительница русского языка отказалась вести уроки, когда советские танки вошли в Прагу. Но вот по городскому радио передали эти стихи, и она вернулась в школу, чтобы продолжать преподавать русский язык. О поэзии Евтушенко, о материалах в журнале «Огонек» я беседовала с избирателями. «Поэт в России — больше, чем поэт…» — говорила я тем, у кого были сомнения, за кого голосовать! И я, как многие в то время, свято верила, что, если на выборах победят прогрессивные силы, страна пойдет демократическим путем. Но тут опять оказался прав поэт, который написал: «Дай Б-г, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем…»

Довольно скоро после выборов я и мои сыновья убедились, что насчет демократизации общества мы ошибались. И возникла мысль об отъезде в Израиль…

Но вернемся к проведению выборов, которые в СССР были для меня последними. Оказалось, что у Евтушенко и Коротича в Харькове есть мощный конкурент — первый секретарь обкома партии Мысниченко. В то время обком партии был влиятельной организацией, страх перед которой еще жил во многих сердцах. По городу поползли слухи, что обком «дал команду» всем военнослужащим голосовать за Мысниченко. Кроме того, в день выборов в Харьков привезут всех курсантов из училищ, расположенных в гор. Чугуеве и других пригородах, которые получили ту же команду.

Ничто не помогло: депутатами от Харькова были избраны Евгений Евтушенко и Виталий Коротич. Мы ликовали!

Но прошло не так уж много времени, и Евтушенко написал печальные строки о том, что мечты не сбылись, и вспомнил «Коротича, отброшенного в Бостон, и преданного нами Собчака…»

Да, горько все это… Выборы, выборы…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора