Люди изобретательны — такое исхитрят! Вот попытка мудрейшего антисемита в истории — одноглазого пророка Билама.
Израиль подходит к границам Моава. Царствующий колдун Балак просит коллегу Билама: «Прокляни мне этот народ!» Согласно «Зогару», Балак был мастером деятельной магии, Билам — специалистом по сглазу и заклинаниям. В борьбе с евреями они нуждались друг в друге.
Сказал Б-г Биламу: «Не иди с ними и не проклинай этого народа, ибо он благословлён!» Тот подчинился, но отправился со следующими, более знатными посланцами. С прямого позволения Всемогущего: «Если звать тебя пришли эти люди, встань, иди с ними; но только то, что говорить буду тебе, делай!» И вдруг: «Воспылал гнев Б-жий за то, что он пошёл».
Нелогично. Тем более, Билам в дальнейшем благословит Израиль и многократно признает своё подчинение Б-гу. Хотя порекомендует Балаку открыть публичные дома, поскольку: «Их Б-г ненавидит разврат» и покарает оступившихся. «Б-г не человек, чтобы менять решение», проклясть и сглазить не выйдет. Так что действуй практически…
Мудрецы предлагают десять вариантов решения головоломки. Творец разрешил Биламу пойти ради обещанной платы (зная жадность пророка), указав, однако, что проклятие не состоится. А того ослепила алчность, не хочет понять, что золота не дождётся, ведь «работа» не будет выполнена. Или: «если позвать тебя пришли эти люди» — на совет, где ты сможешь их образумить — а ты мечтаешь проклясть Мой народ! Да и такое подсказать…
Или: «По дороге, которой человек желает идти, ведут его». Как с разведчиками: если сомневаешься в Моём обещании, «пошли себе шпионов», но отвечай за последствия! Сказано тебе, Билам, что народ благословен, а ты идёшь с надеждой «уговорить Б-га» и проклясть!? Или: почему ты не открываешь моавитским министрам, что не сможешь проклясть Израиль? Хочешь доказать, что мнение Б-га переменчиво, с Ним можно бороться, перехитрить?
Другие варианты: ты и вправду решил, что уломаешь Бесконечного?! А может, ты хочешь показать, что «злая собака не во власти хозяина»? Почему не сказал, что тебе разрешено идти, выдал за своё независимое решение? И — позволено тебе «эт», «с» в значении внешней связи; а ты идёшь «им», что в иврите имеет оттенок совместного деяния, единодушия. Или — гнев относится не к факту путешествия, а к злому намерению, ведущему Билама. Возможно же, дело в том, что пророк должен был ещё раз «переговорить» с Всемогущим, получить разъяснения. А он торопится, и пришлось посылать ему «инструктирующего» ангела. И вообще, почему такая спешка: встаёшь пораньше, сам седлаешь ослицу? Ты ведь знаешь, что за проклятие народа Б-га тебя ждёт смерть, и готов на это?! Так получи!
Мудрецы добавляют, что Билам играл «беспроигрышно». Найду в Израиле пороки, прокляну — и врагов истреблю, и разбогатею. Не выйдет — благословлю, и народы исполнятся зависти к Израилю, станут смотреть на него злым глазом. Что, как известно, и произошло.
Кстати, именно на «дурном глазе» оступился хитрый пророк. Ему ведомо, что, как говорят мудрецы, «дурной глаз влияет и на злодеев, и на праведников». А проклятие — лишь на грешных. Тех, кто, преступая Закон, сам трамбует в себе «посадочную полосу» для губительных влияний. Билам, мечтавший расквитаться с носителями ненавистной идеологии, уговорил себя, что запрет «проклинать» — это про сглаз. А вот ударить Израиль по слабым местам силой проклятия ему будет позволено. И пошёл к своей гибели.
Той же стратегии — бить сперва по слабым — традиционно придерживается Амалек. Но я осмелюсь высказать предположение, что мотивы Билама более «возвышенны». Почему есть шанс, что Творец передумает и позволит погубить Свой народ? Не отменяется благое пророчество, но плохое может. Израилю обещана защита, но великое поколение гибнет в пустыне! Значит, не столь уж они достойны, и для мира уничтожить их — доброе дело! Как, схватив подследственного за горло, кричал главный обвинитель на процессе Сланского майор Смолль: «Гитлер не всё делал правильно. Но он истреблял евреев, и это хорошее дело. Мы доведём его до конца!»
Билам не выдержал и искушения, предложенного ещё Адаму. «Адам, где ты?» подобно «Что это за люди у тебя?» Словно Всеведущий может не знать, и с ним позволительно сыграть «в подкидного»!
А волшебник прав! Б-га можно перехитрить. Ведь, повторяясь, «человека ведут по пути, который он хочет избрать». Хочешь жить в полутьме, где коварство имеет силу? Адам признал: «Голос Твой услышал я и спрятался!» Билам ненавидел ясность Закона, обязательность самоконтроля. Он, подобно многим современным «прогрессистам», видел в этом умаление человеческой свободы, ограничение нашего творческого потенциала. Хотел спрятаться, выскользнуть из-под высшей власти. Но всё-таки истина важнее, а суд у Судьи. «Билама, сына Беора, убили мечом».
Урок: небезопасное это дело — играть в прятки со Всеведущим. Надёжнее путь Якова, «человека простого, сидящего в шатрах»: «В свете Твоём узрю свет».