В кулуарах президентской конференции, организованной и прошедшей в Иерусалиме в канун Дня независимости Государства Израиль, взять интервью у кого-то из ее участников (а участвовали в ней, как известно, президенты и главы правительств, а также ведущие мировые политики и бизнесмены) было практически невозможно. Но газетный магнат Руперт Мэрдок — человек, понимающий журналистские нужды. Как выяснилось, что такое журналистика, он знает не понаслышке.
Пожалуй, сегодня Руперт Мэрдок — один из самых критикуемых бизнесменов современности. Его часто обвиняют в том, что купленные им газеты превращаются в желтую прессу, теряют объективность, наполняются вульгарностью и т. д. Сам Мэрдок как-то достаточно точно высказался по этому поводу: «Я даю публике то, чего ей хочется».
Кейт Руперт Мэрдок появился на свет 11 марта 1931 года в Австралии, в Мельбурне. Корни у него шотландские. Дед магната, бедный священник, эмигрировал из Шотландии в Австралию в 1884 году. Его сын, отец Руперта, работал журналистом, и будущий газетный властелин с детства проникся любовью и интересом к этой профессии. После окончания Оксфорда, в котором за свое пристрастие к левому радикализму он заслужил прозвище «Красный Руперт», получает в наследство от отца две газеты и одну радиостанцию и начинает с того, что занимается не менеджментом, а именно журналистикой. В результате появляется фирма, которая через 10 лет приобретает все заметные австралийские печатные СМИ; а спустя еще десятилетие Мэрдок начинает зарубежную экспансию, начав с Великобритании и США и закончив Азией и Россией, в которых сегодня он не только обладатель американского паспорта, но и владелец сети телеканалов Fox, книжных издательств, Интернет-сетей и чуть было не стал даже хозяином знаменитого футбольного клуба «Манчестер Юнайтед».
Состояние Руперта Мэрдока оценивается почти в 9 млрд. долларов. Он входит в первую сотню миллиардеров по версии авторитетного журнала Forbes.
— Г-н Мэрдок, как вы оцениваете свою бизнес-карьеру, начавшуюся с локальных газет и продолжающуюся сегодня на уровне управления международной мега-корпорацией?
— Горжусь. Это был длинный и ухабистый путь. Но оно того стоило.
— Ваш секрет успеха?
— Много работы и использование имеющихся преимуществ.
— Контролируемые вами СМИ часто обвиняют в желтизне. При этом лично вас называют одним из самых непримиримых в мире борцов с терроризмом. Как все это уживается?
— Просто единой является гражданская позиция. Опять же, желтыми называют печатные СМИ, то есть мои газеты и журналы, а вот что касается моего телевидения и агентств новостей, их желтыми не называли никогда, потому что они объективно освещают происходящее в мире в области политики и всего остального. Борьба цивилизованного человечества с терроризмом не походит ни на одну из войн. Это не война одного государства с другим, это война всего мира с небольшой группой людей, отошедших от одной из самых крупных в плане своего представительства религий в мире — ислама. Пока что эта группа умудряется промывать мозги молодежи, толкать их на теракты-самоубийства с целью разрушить сложившийся во всем мире образ жизни. Эти безумные, безрассудные вояки хотят отбросить наш мир на несколько веков назад, к теократии, которой управляют мусульманские священнослужители.
— Но ведь мусульманские священнослужители худо-бедно управляют и той же Саудовской Аравией, с которой у большинства стран мира весьма теплые отношения. Почему бы не согласиться с такой же формой правления, например, в Ираке или Иране?
— Потому что есть альтернатива. Если говорить об Ираке, в котором сохраняется присутствие США и их союзников, там сейчас ходят в школы на 10 % больше детей, чем это было при Саддаме Хусейне. И подобных показателей множество.
— Что происходит с американским долларом?
— С американской экономикой все в порядке, но мы наблюдаем экономический кризис мирового масштаба. Он связан, в первую очередь, с тем, что технический прогресс понизил планку ценности образования. Допустим, если раньше какую-то деталь мог спроектировать, стоя у кульмана, дипломированный инженер, то человеку с начальным образованием сегодня достаточно нажать несколько клавиш на компьютере — и всё готово. Разумеется, за такой труд последний требует куда меньшую зарплату. Глобализация стерла границы. Даже небольшая компания стремится держать свой головной офис и бухгалтерию в Нью-Йорке или Иерусалиме, а производственные мощности — где-нибудь в Юго-Восточной Азии, потому что там неквалифицированный труд востребован и стоит гроши. Нормально ли это? Нужна ли такая диспропорция? Рынок сам ответит на эти вопросы.
— В юности вас называли «красным», теперь частенько называют «зеленым»… Вы решили начертать свое имя на скрижалях благотворительности, уделяя все больше времени проблемам мировой экологии?
— Я вырос в Австралии. Эта страна в последние годы переживает самую страшную за последнее столетие засуху. Так что в моем «позеленении» есть, безусловно, личный момент. Лицом к этим проблемам меня развернул мой сын Джеймс, который много времени и внимания уделяет вопросам изменения климата. Так что младшее поколение, оказывается, способно влиять на старших самым серьезным образом. Я решил помочь ему и вообще всем людям. Надо как-то бороться с изменениями климата. А возможности у меня и у моей корпорации есть. Например, взять наш телеканал, посвященный автоспорту. Во всем мире на него подписаны 60-70 млн. абонентов, но реальных зрителей (телевизор ведь смотрит, как правило, вся семья, смотрят его и многочисленные посетители баров или кафе) в несколько раз больше. Если мы на этом канале будем больше показывать гибридных автомобилей, машин, работающих на экологически безопасном топливе, если будем чаще говорить об угрозе, которую таят в себе выхлопы бензиновых и дизельных двигателей, все больше и больше людей начнут не просто задумываться о том, чем грозит лично им изменение климата, но и предпринимать реальные усилия для того чтобы наша планета оставалась зеленой и удобной для жизни. И уже есть реальные показатели такого интереса: в нашей социальной Интернет-сети MySpace мы открыли портал, посвященный вопросам экологии, и за год на нем регулярно обмениваются информацией 175 млн. человек. Мы хотим повлиять на людей в том смысле, чтобы они изменили свое поведение и отношение к окружающей среде.
— А что лично вы делаете для охраны окружающей среды?
— Достаточно сказать, что я езжу на автомобиле с гибридным двигателем…
— На ваш взгляд, СМИ как объект частного владения предполагает необъективность?
— Владеть СМИ вовсе не означает поставить под угрозу независимость отдельного журналиста или целого коллектива. Объективное СМИ прекрасно тем, что на своих страницах или в сетке своего вещания представляет множество различных мнений. Меня порой упрекают в том, что мое увлечение экологией постепенно превратит все принадлежащие мне СМИ в эдакий голос Green Peace. Нет, этого не будет. Не будет уже хотя бы потому, что, даже уделяя чуть больше времени вопросам экологии, я все равно буду следить за тем, чтобы и по этому вопросу диапазон мнений был максимально разнообразным.
— Вы — давний сторонник президента Буша…
— … и давний его критик. Бушу всегда не хватало коммуникационных способностей. Он сделал много хорошего, но мало о своих действиях говорил публично. Особенно это касается Израиля, который Буш ценит и уважает.
— Ваш прогноз по поводу президентских выборов-2008 в США?..
— Я скептически отношусь к шансам всех кандидатов.
Беседовал Алексей Осипов
«Новости недели»