На территории нынешней Панамы в годы испанского колониального господства (начало XVI — начало XIX веков) селились новые христиане — мараны. Несмотря на запреты, они тайно исповедовали иудаизм. Это было возможно благодаря тому, что Панама находилась под юрисдикцией трибунала инквизиции, который был далеко, в Картахене (на территории нынешней Колумбии), а местные представители инквизиции оказались продажными. Первые евреи Панамы могли создать общину лишь нелегально, но уже с XVIII века открыто поддерживали тесные связи с единоверцами в Амстердаме и на острове Кюрасао и вели активные торговые операции с евреями-коммерсантами Ямайки и других островов Вест-Индии.
После распада испанской колониальной империи в Америке в начале XIX века нынешняя территория Панамы вошла в состав Республики Великая Колумбия. С ослаблением религиозной нетерпимости и ростом значения Панамы как торгового центра сюда начали приезжать сефарды из стран Карибского бассейна, а также ашкеназы из Европы. Иммиграция усилилась после открытия регулярного пассажирского сообщения между Панамой и Ямайкой в 1846 г., особенно с началом калифорнийской «золотой лихорадки» в конце 1840-х гг., когда Панамский перешеек стал узловым участком наиболее быстрого (по времени) пути с Восточного побережья США на Западное.
В 1867 г. в Панаму прибыла значительная группа евреев с острова Сент-Томас, пострадавшего от стихийного бедствия. Евреи, селившиеся большей частью в городе Панама и в карибском порту Колон, постепенно освоили торговлю, банковское и гостиничное дело в Панаме.
В 1876 г. сефардами — выходцами из стран Вест-Индии были основаны благотворительное общество «Кол шеэрит Исраэль» и «Хевра кадиша», вскоре превратившиеся в первую в Центральной Америке еврейскую религиозную конгрегацию (в 1930-х гг. она стала реформистской).
В 1903 г. евреи Панамы оказали финансовую поддержку революционной хунте, что в немалой степени способствовало успеху провозглашения независимости от Колумбии и возобновлению строительства Панамского канала, но уже под эгидой США. Строительство грандиозного водного пути из Атлантики в Тихий океан заложило основу экономики страны. С 1904 года и по сей день панамский бальбоа приравнен к доллару, то есть всегда $1=1 бальбоа.
С конца XIX века в Панаму начали прибывать евреи-переселенцы из России, Греции, Турции и Ближнего Востока. Тем не менее в 1911 г. в Панаме насчитывалось немногим более 500 евреев, что, вероятней всего, объясняется сильными ассимиляционными процессами.
В 1936 г. началась эмиграция евреев Средиземноморья, в основном выходцев из Халеба и Дамаска, а также из Турции и Египта. В 1930-х гг. начали также действовать еврейские организации в принадлежавшей США зоне Панамского канала — «Ассоциация молодых» и «Клуб Эстер Уиткин».
В 1930 — 40-е гг. в Панаму прибыло много еврейских беженцев из Германии, Австрии и Восточной Европы. Некоторые из этих беженцев были интернированы и насильственно высланы в США, другие добровольно покинули Панаму после окончания войны. Оставшиеся объединились в консервативную конгрегацию «Бет-Эль», реформистскую — «Кол шеерит Исраэль» и ортодоксальную общину евреев из Восточной Европы.
В 1990-х — начале 2000-х гг. происходил быстрый рост еврейского населения Панамы. В 2003 г. еврейское население Панамы достигло численности около 7,5 тыс. человек. Это самая крупная община в Центральной Америке и регионе Карибского моря, не считая Венесуэлы, и самая влиятельная. Большинство евреев живут в столице страны — Панаме. Небольшие общины функционируют в Колоне, Давите, Читре, Бокас-дель-Торо. Среди представителей еврейской общины — ведущие финансисты и коммерсанты, владельцы жемчужных промыслов, рудников, плантаций, скотоводческих ферм, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, ученые, врачи, педагоги, а также многочисленные средние и мелкие торговцы. Известные в Панаме евреи — деятели культуры: художники Г. Дзенчарски и Н. Бассан, архитектор Р. Хольцер, виолончелист Х. де Кастро — основатель национального симфонического оркестра.
Евреи играют большую роль в политической жизни страны. Панама это единственная страна, кроме Израиля, которая имела двух президентов евреев в XX веке: Макса Шалома Делваля (1969) и Эрика Делваля Мадуро (1987 — 1988). М. Д. Кардозо занимал пост мэра столицы — города Панама. Сегодня в Панаме действуют шесть синагог — три в Панаме, две в Колоне и одна в городе Давит.
Три существующие конгрегации, а также местная ложа Бней-Брит и отделение WIZO (Women’s International Zionist Organization) объединены в Центральный общинный совет, который входит в Федерацию еврейских общин Центральной Америки и Панамы и во Всемирный еврейский конгресс. Председатель совета выступает как лидер и полномочный представитель всех евреев Панамы. В 1954 г. была основана общинная школа «Институто Альберто Эйнштейн». Высокий уровень преподавания привлекает в это учебное заведение и многих христиан. Школа расположена на авенида Израиль. Раньше вся эта улица именовалась «авенида Бразилия», но в 1968 г. президент страны Марко Аурелио Роблес переименовал ее в честь Израиля. В 1990 г. ортодоксальная община восточных евреев «Шевет ахим» открыла в столице школу — Еврейская академия Панамы.
Продолжение
следует