Давид Рубингер у себя дома. Фото: Марк Израиль Селлем. lechaim
«Есть те, кто пишут страницы истории, и есть те, кто иллюстрирует их своими снимками. Своим искусством Давид увековечил историю — именно в таком виде она навсегда останется в памяти человечества»
Президент Израиля Реувен Ривлин
Фотожурналист Давид Рубингер шестьдесят лет посвятил фотогафированию жизни и истории Государства Израиль. Он открыл миру его величие и страдание, его отчаяние и надежду, его людей и их лидеров. За эти годы Рудингер сделал более полумиллиона фотографий. Президент Израиля (2007 — 2014) Шимон Перес назвал Давида Рубингера «фотографом рождающейся нации».
Давид (Дитрих), родившийся в Вене, был единственным сыном в семье Кальмана, торговца металлоломом, и Анны Рубингер, еврейских эмигрантов из Польши. В 1938 году после захвата Австрии нацистской Германией, Дитрих Рубингер попадает в гетто. Только спустя год при посредничестве сионистской организации «Алият Ха-ноар» ему удаётся репатриироваться в Британскую Палестину. Большинство оставшихся в Австрии его родных и близких погибло.
Приехав в Палестину, Дитрих живёт и работает в кибуце Beit Zera в Хайфе. В 1942 году он в возрасте 18 лет, сменив своё имя на Давид, с семнадцатью еврейскими юношами и девушками добровольно вступает в Еврейскую бригаду, входившую в Восьмую британскую армию под командованием Монтгомери.
Рубингер участвует в сражениях в Северной Африке, затем переводится на Мальту. В составе десанта союзников высаживается в Барлетте (Италия), воюет в Германии, откуда бригада переводится в Бельгию, поскольку британское командование опасалось возможных инцидентов между еврейскими солдатами и немецким населением.
28 ияра в 1967г. и в 2007г. Слева направо: Цион Карасанти, Ицхак Ифат и Хаим Ошри у Котеля (Западной стены Храма)
Свою первую камеру Argus Давид Рубингер получил в 1945 году в качестве подарка в Париже. Зерно, брошенное в благодатную почву, пышно проросло. В следующем году он за 200 сигарет и килограмм кофе приобретает свою первую «Лейку».
Перед возвращением в Палестину (1946) Давид в Германии находит свою кузину Анну, выжившую в концентрационном лагере. Он предложил ей фиктивный брак для облегчения её переезда в Эрец-Исраэль. Они прожили вместе 50 лет.
В Палестине Рубингер вступает в «Хагану» (подпольная сионистская военная организация). Поначалу служит в Иерусалиме в должности командира подразделения, а затем переходит в армейскую фотослужбу.
Первый профессиональный снимок Давид Рубингер сделал 29 ноября 1947 года после того как ООН проголосовала за создание еврейского государства. Тогда он снял еврейских подростков, забравшихся на английский танк. Рубингер фотографировал торжества по поводу провозглашения Государства Израиль 14 мая 1948 года. Вскоре после участия в Войне за независимость Давид Рубингер работает сначала штатным фотографом в журнале Haolam Hazeh («This World», 1951 — 1953), а затем — в газете Yedioth Ahronoth (1953 — 1954). Его фотографии публиковались также в газете The Jerusalem Post. Он был также штатным фотографом Кнессета.
Фотографическая карьера Рубингера стремительно вознеслась в 1954 году после публикации его фотографии католической монахини, обронившей зубной протез на нейтральной полосе между Израилем и Иорданией. Эта анекдотичная история произошла в монастыре «Нотр-Дам» в Иерусалиме. Монахиня, стоя у открытого окна, сильно чихнула, и дорогой протез работы парижского мастера выпал изо рта. На его поиски комиссия по соблюдению перемирия сформировала группу во главе с французским офицером и по одному представителю от Израиля и Иордании.
Голда Меир. Фото: ynet.co.il
Протез был найден. Его владелица категорически отказалась фотографироваться. Тогда Рубингер сфотографировал её подругу, держащую в руке протез, вместе с группой искателей. Фотография получила широкий резонанс в мировой печати. Журнал Time предложил Рубингеру стать его фотокорреспондентом по Израилю. Это содрудничество продолжалось около полувека.
Пожалуй, нет ни одного значительного события в истории еврейского государства, которое не было бы запечатлено камерой Давида Рубингера. Он фотографировал Шестидневную войну (1967) и войну Судного дня (1973), прибывающих эмигрантов из Европы, России и Эфиопии, всех лидеров Израиля, его современников, израильских десантников, возвращающихся домой после освобождения заолжников в Энтеббе (4 июля 1976), Марка Шагала, работающего над гобеленами и напольными мозаиками в новом здании Кнессета (1964 — 1966), Натана Шаранского в израильском аэропорту (1986). Уже будучи в преклонном возрасте, более 90 лет, Давид Рубингер продолжал фотографировать. В 2015 году он запечатлел присягу нового правительства Израиля.
Примечательно, что когда он фотографировал лидеров Израиля, Голду Меир, Давида Бен-Гуриона, Ицхака Рабина, Ариэля Шарона, они относились к Рубингеру с доверием и позволяли фотографировать себя в неформальной обстановке. Он был личным фотографом Давида Бен-Гуриона.
Рубингеру принадлежат известные фотографии Голды Меир, снятые на её кухне в ожидании визита министров. Эти правительственные посиделки вошли в словарь иврита как «митгахон» («кухонька»). Среди многих неофициальных снимков Рубингера можно назвать фотографии Голды Меир, кормящей внука, и Менахима Бегина, помогающего своей жене Ализе надеть туфлю в самолёте.
Ариэль Шарон. Фото: ynet.co.il
Однако к числу самых значительных фотографий Давида Рубингера, принесших ему мировую известность, относится снимок трёх израильских десантников, впервые увидевших легендарную Западную Стену, находившуюся ранее на территории Иордании. Фотография сделана 7 июня 1967 года на третий день Шестидневной войны. Об этом дне Рубингер вспоминал так: “Я оказался у Западной Стены, может быть через 20 минут после того как её взяли. Я лёг на землю, а эти три десантника остановились передо мной, тогда-то я их и сфотографировал».
Поначалу Рубингер не придал особого значения этой фотографии, поскольку вскоре к Стене Плача прибыл в сопровождении солдат главный раввин ЦАХАЛа Шломо Горен, чтобы звуком шофара оповестить освобождение Западной Стены, единственного сохранившегося фрагмента Иерусалимского храма. В тот момент Рубингер считал, что фотография раввина Горена выполнена более удачно, и именно она может стать символом освобождения Иерусалима в ходе Шестидневной войны.
Фото: livejournal.com
Однако израильская общественность восприняла фотографию трёх десантников у Стены Плача со взором, обращённым вверх, как символ освобождения, символ победы. Она стала знаменитой, воспроизводится во всех изданиях, посвящённых истории Израиля, стала национальным достоянием.
Эту фотографию сопоставляют с самой известной амариканской фотографией Второй мировой войны, сделанной Джо Розенталем 23 февраля 1945 года. На ней показан момент водружения морскими пехотинцами американского флага на горе Сурибачи острова Иво-Джима в Тихом океане, освобождённом от японцев.
Джим Келли, редактор журнала Time, фотокорреспондентом которого Давид Рубингер был около полувека, писал: «Давид Рубингер сделал одни из самых значительных снимков своего времени. Никто лучше него не показал историю Израиля во всей его красоте и боли».
Спустя 50 лет, в 2017 году Рубингер повторил легендарный снимок, собрав у Стены Плача трёх поседевших десантников: Циона Карасанти, Ицхака Ифата и Хаима Ошри.
Война Судного дня. Фото: ynet.co.il
Итогом фотожурналистской работы Давида Рубингера стала автобиографическая книга: «David Rubinger Israel through My Lens. Sixty Years as a Photojournalist». New York-London: Abbeville Press Publishers, 2007.
В 1997 году Давиду Рубингеру была присуждена государственная премия по фотографии за заслуги перед израильскими СМИ. Ещё при жизни Рубингера его фотографии были показаны на выставке: «Свидетель эпохи», представленной в Башне Давида (Иерусалим, 1988). Затем она экспонировалась в Бостоне, Лондоне, Монреале, Торонто, Вашингтоне, Сан-Франциско и Вене. В 2006 году в лондонской Proud Gallery состоялась выставка работ Давида Рубингера (совместно с Полем Голдманом) «Рождение государства».
Давид Рубингер — один из создателей израильской документальной фотографии. С 1999 года полмиллиона негативов Рубингера хранятся в архиве израильской газеты Yedioth Ahronoth.
Шесть десятилетий своей жизни Давид Рубингер посвятил документальной фотографии. На его снимках отражена вся многогранная жизнь Израиля: войны, победы, освобождение Иерусалима, новое строительство, становление молодого государства.
Лев ДОДИН