Окончание. Начало в № 826
Что представляет собой островная франкоязычная страна Гваделупа, где ныне живут несколько десятков евреев? Архипелаг Гваделупа состоит из множества мелких необитаемых островов (скорее скал) и девяти обитаемых островов: Бас-Тер и Гранд-Тер (на российских картах эти два близлежащих острова называют одним — Гваделупа), Сент-Мартен (Франции принадлежит южная часть острова), Сент-Бартоломео и др. Когда-то архипелаг принадлежал Испании — его открыл Колумб в 1493 г., но в 1674 г. эта группа островов была захвачена Францией.
Сверху Гваделупа похожа на гигантскую бабочку, с двумя островами-крыльями. Гваделупа неистовая в период циклонов, разъяренная во время рычания «коварной дамы» Суфриер — как называют местный вулкан. Но более всего, она романтичная и мягкая с пляжами то из белого, то из желтого, иногда черного песка, палимая солнцем и охлажденная бирюзовой водой. Это маленькая страна гигантских водопадов, многие из которых низвергаются с высоты 100 метров.
Остров Гранд-Тер покрыт тростником, окаймлен пляжами с белым песком и окружен коралловыми рифами. Это идеальное место для отдыха с детьми и рыбалки.
Второй остров Бас-Тер — более дикий. Это царство вулкана, поэтому пляжи юга, востока и запада этого клочка суши покрыты черным песком, когда-то вырвавшимся из его горнила. Но на севере есть пляжи с обычным желтым песком.
Теперь о евреях на архипелаге Гваделупа. В местном буклете для туристов пишут, что о евреях на Гваделупе упоминается в конце XIV века, но четких документов об этом нет. Возможно, речь идет о каких-то евреях из экспедиций Колумба.
Наиболее древний из сохранившихся документов «на еврейскую тему» — сообщение о том, что в 1489 г. были сожжены по обвинению в переходе в иудаизм два монаха Диего де Марчена и Гарсия Капата. Наверное, они не «перешли», а вернулись, так как были маранами, бежавшими из Испании.
В 1654 г. три корабля с евреями прибыли из Бразилии, где свирепствовала инквизиция. Изгнанники заложили город Pointe-a-Pitre на острове Гранд-Тер. Евреи начали на острове лов рыбы, выращивание сахарного тростника и производство сахара. Но уже в 1685 г. французский король Людовик XIV подписал распоряжение о выселении евреев с Гваделупы.
В ХХ веке на острова архипелага прибыли евреи из Франции и Алжира (бежали после предоставления Францией Алжиру независимости). В 1988 году еврейская община построила синагогу, затем открыла «Талмуд-Тору», коммюнити-центр — Communaute’ Cultuelle Israelite, кошерный магазин и купила землю под еврейское кладбище. И все это создано силами примерно пятидесяти евреев, включая грудных младенцев и стариков.
В 2007 году я пытался выяснить нынешнее состояние общины. Нашел свежую небольшую статью о евреях на Гваделупе профессора Ицхока Леви из университета Stevens Institute of Technology, Hoboken, Нью-Джерси. Однако профессор указал на источник: изданную в Иерусалиме в 2002 г. книгу Мордехая Абелла «The Jewish Nation of the Caribbean: The Spanish-Portuguese Jewish Settlements in the Carribean and the Guianas». С этой книгой израильского дипломата и историка я знаком. Автор описал еврейские общины в 14 карибских странах, включая Гваделупу, главным образом в годы их возникновения и становления. Причем речь шла только об эмигрантах из Испании и Португалии. Мордехай Абелл упомянул о сегодняшних гваделупских евреях вскользь: «ныне нет серьезного присутствия евреев на Мартинике и Гваделупе». Однако евреи на Мартинике есть и откликаются на телефонные звонки. А вот связаться с еврейским центром на Гваделупе мне не удалось.
Французская еврейская община в Париже на своем интернетном сайте дала почтовый и интернетный адреса, а также, телефон Гваделупского еврейского центра в Pointe-a-Pitre. Увы, и телефон оказался отключенным, и адрес в Интернете не контачил. Так что прошу любить и жаловать статью со сведениями на 2000 год, когда небольшая еврейская община на Гваделупе еще активно существовала.