На восьмой день освящения передвижного Храма, Мишкана, первосвященник Аарон приносит, по указанию Моше, серию жертв от себя, своих сыновей и народа. Аарон и Моше благословляют евреев, и, к всеобщему ликованию, «явилась Слава Б-га всему народу». Но затем происходит трагедия: сыновья Аарона, Надав и Авиу, погибают от небесного огня в наказание за попытку совершить не предусмотренное ритуалом действие. Урок ясен: в храмовой службе, как и в любом другом виде служения Тв-рцу, надо строго выполнять Его указания, ничего не добавляя и не убавляя. Моше утешает скорбящего брата и учит коэнов мерам безопасности в Храме и правилам поведения в случае смерти близкого родственника. Далее Тора сообщает два признака кошерности млекопитающих: они должны иметь раздвоенные копыта и отрыгивать жвачку. Перечислены некошерные животные, имеющие только один из этих признаков (включая свинью). Из рыб годятся для еды только те виды, у которых есть плавники и чешуя. Названы 20 видов запрещенных в пищу птиц. Нельзя также есть насекомых, кроме четырех видов саранчи и кузнечиков (сегодня традиция их идентификации сохранилась только у йеменских евреев). Описана процедура ритуального очищения после контакта с «нечистыми тварями». Б-г призывает сынов Израиля: «Будьте же святы — ибо свят Я». Такая святость достигается, среди прочего, соблюдением законов кашрута.
«И умолк Аарон»
(Ваикра, 10:3).
Один научно-популярный журнал сообщил о сногсшибательном открытии: оказывается, овощи «пищат», когда их режут. Правда, этот «писк» очень тонок, и человеческое ухо не может его различить.
Как бы мы ни относились к открытию натуралистов, неоспорим другой общеизвестный факт: овощи вянут, когда мы режем или давим их.
Еврейское естествознание различает четыре уровня творения: человек говорящий (а не «разумный», как в материалистическом учении), фауна, флора и неживая природа.
Представители этих уровней по-разному реагируют на опасность. Человек пытается нейтрализовать источник угрозы; животное чаще всего убегает; овощи, возможно, «пищат» (или не пищат), но в любом случае как-то откликаются на раздражитель. И только камень не обороняется, не спасается бегством, не плачет и не вянет. Он вообще ничего не делает. Можно раздробить его на части — он не будет протестовать: камень всегда остается неизменным.
В сегодняшнем разделе Торы рассказывается о том, как сыновья первосвященника Аарона, Надав и Авиу, были наказаны смертью за несанкционированные действия в Храме. Услышав об их гибели, Аарон «умолк». Употребляемое в оригинале слово «ва-идом» больше нигде не встречается в Пятикнижии. «Ва-идом» происходит от того же ивритского корня, что и «домем», неживая природа, состоящая из окаменелостей и минералов.
Другими словами, реакция Аарона на это трагическое сообщение была не такой, как у людей, животных или даже растений. Аарон реагировал, как камень. Он «окаменел». В том смысле, что страшное горе не сломило его, не изменило ни на йоту. Аарон не воздел руки к небесам и не возопил отчаянно, как смертельно раненый зверь: «Г-споди, за что?!» Потому что он всем своим существом чувствовал и знал, что Б-г всегда и на все сто процентов прав в любом «поступке», что каждое событие, даже самое трагичное, пронизано Его милосердием.
Эта «твердокаменная» стойкость, присущая Аарону, отражена и в другом эпизоде: описав порядок зажигания Меноры, храмового светильника, Тора сообщает: «И сделал так Аарон» (Бемидбар, 8:3). В этих словах выражена похвала его неизменности, комментирует РАШИ.
Но почему надо хвалить за неизменность? Что особенного в этом качестве? И можно ли назвать Аарона великим человеком за то, что он ни в чем не менял указания Б-га, не импровизировал, не проявлял инициативу?
Всю свою жизнь Аарон выполнял мицву зажигания Меноры с абсолютно тем же энтузиазмом, что и в первый раз. Его рвение в служении
Тв-рцу никак не зависело от новизны. Ибо чувство новизны увядает, как цветок, как разрезанное пополам яблоко. Аарон выполнял заповедь ради самой заповеди, повинуясь убеждению, что все заповеданное Б-гом несет в себе абсолютное совершенство и высшее милосердие, которые никогда не меняются.
Авторский знак
«И свинью (не ешьте), хотя копыта ее раздвоены и расщеплены, но не отрыгивает она жвачку, — нечиста она для вас» (11:7).
Моше был величайшим в мире пророком, но великим путешественником его нельзя назвать. Всю свою жизнь он провел на Ближнем Востоке, преимущественно в пустынных районах. Тем больше поражают его открытия в таких специфических вопросах, как классификация животного мира.
Тора устанавливает два признака кошерности млекопитающего: оно должно отрыгивать жвачку и иметь раздвоенные копыта. При этом в отдельную категорию выделяется свинья — единственная представительница земной фауны, которая при наличии раздвоенных копыт не отрыгивает жвачку. Другого животного с таким же сочетанием признаков нет во всем белом свете — хоть на Аляске, хоть в Новой Зеландии.
Ни один человек библейской эпохи не смог бы самостоятельно вычислить или узнать из Интернета сей уникальный факт.
Но и это еще не все. Тора, написанная Моше под диктовку Б-га, сообщает, что кошерной считается всякая рыба с плавниками и чешуей. В Талмуде уточняется: если у рыбы есть чешуя, значит, есть и плавники. Талмуд входит в состав Устной Торы, основные положения которой также получены нами из рук Моше-рабейну. Но мог ли человек, живший 3300 лет назад и больше преуспевший в рассечении моря, нежели в его исследовании, вывести столь категоричное правило? Да, мог. Ведь он получил его из Первых рук.
Мудрецы Талмуда поясняют: Б-г ввел в Тору скрытые знаки Своего авторства. Ни один великий первооткрыватель, будь он хоть трижды доктором Ливингстоном, не смог бы, да и не осмелился бы классифицировать живую природу столь уверенно и при этом абсолютно точно. Тв-рец вселенной мог себе такое позволить.
«Не оскверняйте душ ваших никаким гадом… чтобы различать между нечистым и чистым…» (11:44, 47).
У работы в студии звукозаписи и на заправке самолетов, при всем их принципиальном различии, есть одно важное сходство: в обоих случаях долгая практика ведет к необратимой потере остроты слуха.
Правда, у работников аэропортов есть одно преимущество: они могут пользоваться шумоглушителями, чтобы защитить уши от мощного рева авиационных двигателей. В студии звукозаписи такими защитными средствами не принято пользоваться. Модный ансамбль сильно обидится на продюсера или звукорежиссера, если он будет слушать их выступление в наушниках, хотя последние «шедевры» поп-музыки вполне заслуживают таких предохранительных мер. Недаром музыканты говорят: если не умеешь играть хорошо — играй громко.
В конечном итоге, после нескольких лет, проведенных в непосредственной близости от гигантских звукоусилителей, бьющих мощными аккордами электрогитар и ударных инструментов, от которых шевелятся волосы с расстояния двух метров, человек перестает воспринимать высокие частоты. Причем, самое печальное, что он не замечает этой потери, считая, что его восприимчивость к музыке остается прежней.
Поговорка «с глаз долой — из сердца вон» не совсем верна. Когда ты теряешь что-то и знаешь об этой потере, у тебя невольно возникает мысль: почему это случилось? Где я ошибся? Поневоле начинаешь думать об утраченном и больше ценить то, что имеешь. Но если ты не знаешь о своей потере, она тебя не тревожит, и ты пребываешь в состоянии блаженной веры, что все у тебя хорошо, что ты в порядке.
«Не оскверняйте душ ваших никаким гадом…», — сказано в сегодняшнем разделе. Тот, кто ест трефную (некошерную) пищу, похож на звукорежиссера, у которого медленно, но верно притупляется слух. Он теряет контакт с «высокими частотами» жизни. Его уши перестают воспринимать тончайшие мотивы святости, и душа грубеет, теряя способность к духовному взлету, к способности «различать между нечистым и чистым…», заложенную в каждом еврее.
И самое ужасное, что бедняга этого не замечает, оставаясь вполне довольным своей приобретенной глухотой.