Бывший начальник контрразведывательного подразделения нью-йоркского филиала ФБР 55-летний Чарльз Макгонигал признал себя виновным в преступном сговоре с целью нарушения американских санкций и отмывании денег.
Макгонигал, ушедший на пенсию в сентябре 2018 г., был арестован своими бывшими коллегами в конце января в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди по возвращении из деловой поездки на Шри-Ланку и быстро вышел под залог в полмиллиона долларов. В тот же день в городке Моррис в Коннектикуте был арестован бывший москвич, 69-летний Сергей Шестаков, в прошлом работавший завконцелярией у советского представителя в ООН Александра Богомолова. Группа захвата навестила Шестакова в его собственном доме, ипотеку на который предоставила ему ООН. Он был быстро выпущен под залог в 200 тысяч долларов. Шестаков ушел из МИДа РФ в 1993 году и остался в Америке, получив со временем гражданство. До продажи Владимиром Гусинским телеканала RTVI он был его исполнительным вице-президентом и взял туда автора этих строк политическим обозревателем, а после продажи канала россиянам переквалифицировался в переводчика федеральных судов, благо в них много лет переводит его жена Яна Агуреева. Федеральный переводчик зарабатывает около 450 долларов в день.
Макгонигал и Шестаков привлечены на Манхэттене, а первый — еще и в Вашингтоне, где его обвиняют в сокрытии от начальства информации о своих поездках за границу, прежде всего, в Албанию, во лжи и фальсификации документов.
В обвинительном заключении по вашингтонскому делу Макгонигала фигурирует человек, закодированный как Персона «А». СМИ давно раскодировали его: это пожилой бородатый албанец по имени Агрон Неза, много лет назал служивший в албанской разведке, давно перебравшийся в США и занимающийся бизнесом. Он якобы ссудил Макгонигалу 225 тысяч долларов, утайку которых вменяет тому среди прочего федеральная прокуратура. Агрона Незу ни в чем не обвиняют. Забавно, что громилу, считавшегося первым крестном отцом русской мафии Нью-Йорка, звали Евсей Агрон.
Макгонигал, прослуживший в ФБР 22 года, расследовал множество резонансных дел, не перечил начальству и был у него на хорошем счету. В числе прочего он руководил следственной бригадой, разрабатывавшей военнослужащую Челси Мэннинг, которая слила Wikileaks несусветное количество секретных документов, и вел в 2003 году дело о тайном выносе из Национальных архивов секретных документов советником Билла Клинтона по нацбезопасности Сэнди Бергером. Он участвовал в расследовании терактов 11 сентября 2001 года и в тщетных поисках китайского шпиона, предположительно пробравшегося в разведорганы США и погубившего более десятка американских агентов, арестованных, посаженных или казненных в КНР. Наконец, Макгонигал был одним из сотрудников, стоявших у истоков операции «Ураган перекрестного огня», в рамках которой ФБР безуспешно искало доказательства сговора между Дональдом Трампом и Кремлем.
Макгонигала называют протеже бывшего директора ФБР двухметрового Джеймса Коуми, который под конец назначил Макгонигала начальником престижного контрразведывательного подразделения филиала ФБР в Нью-Йорке. Гигантский метрополис, который О’Генри называл «Багдадом на подземке», содержит штаб-квартиру ООН и сотни дипломатических представительств, недаром статьи об аресте Макгонигала отмечали, что город «кишит шпионами».
Перебравшись в Нью-Йорк, Макгонигал снял однушку в модном бруклинском районе Парк-Слоуп, пристрастился к ресторанам, вроде знаменитого Sparks Stakehouse, у которого киллеры Джона Готти застрелили в 1985 году Пола Кастеллано, тогдашнего крестного отца клана Гамбино, пристрастился к шелковым галстукам «Эрмес» и завел себе любовницу Эллисон Герриеро, сказав ей, что скоро выйдет на пенсию и тогда разведется с женой. Пока же он регулярно навещал семью в тенистом Шеви Чейсе, Мэриленд, но не затягивал визиты, ссылаясь на напряженный труд охотника за шпионами в нью-йоркских джунглях. Макгонигал действительно собирался на пенсию, которая обещала быть совсем недурной, но вряд ли легко оплатила бы двоим его детям дорогое обучение в вузе. Правоохранители относительно рано выходят на пенсию — Макгонигал вышел в 50 лет — и нередко заранее присматривают себе доходный промысел. Макгонигал не терял времени и, если верить прокурорам, начал зарабатывать на стороне, еще служа в ФБР. По словам его бывшего коллеги, он, видимо, дождался последнего испытания на детекторе лжи, которое положено проходить каждые пять лет, и пустился во все тяжкие.
Герриеро встречалась с Макгонигалом с середины 2017 года, когда он еще работал в ФБР, и рассталась с ним в конце 2018 года, когда он уже вышел на пенсию. Как поведала она корреспонденту ресурса «Бизнес инсайдер» Маттатайясу Шварцу, иногда они ужинали в ресторанах вместе с Шестаковым, который неизменно за всех платил. Несколько раз она видела, как он вручает Макгонигалу таинственные конверты из оберточной бумаги. Однажды она увидела, что на полу возле кровати Макгонигала лежит пакет, набитый деньгами. Он объяснил, что выиграл 80 тысяч долларов, поставив на бейсбольный матч. По словам Маттатайяса, примерно в это время Агрон Неза одолжил Макгонигалу аналогичную сумму.
Как-то ФБР приказало всем сотрудникам удалить из казенных мобильников приложения WhatsApp. Как пишет корреспондент Business Insider, Макгонигал запаниковал. Хотя он был большим начальником и командовал примерно 150 сотрудниками, он больше не мог посылать никому закодированные смс. А, как вспоминает Герриеро, он пользовался приложением постоянно, хотя она не имела понятия, с кем он общается. Макгонигал пошел и купил себе второй мобильник, чтобы пользоваться им на стороне. Он использовал его почти исключительно для WhatsApp и всегда брал с собой два айфона. «Ты что, теперь наркодилером заделался? — дразнила его женщина. — Завел одноразовый телефон?». Она много общалась с правоохранителями и поверила Макгонигалу, когда он сказал, что второй телефон нужен ему для связи со своими информаторами. Правда, она так и не поняла, почему он не может сноситься с ними по фэбээровскому телефону. Прокуратура начала присматриваться к Макгонигалу давно и еще в конце 2021 года тайно созвала Большое жюри для того, чтобы расследовать поведение заслуженного отставника. Маттатайяс поместил на своем сайте копию повестки, выданной Большим жюри в ноябре 2021 года. Из нее явствовало, что прокуратура интересуется деловыми связями Макгонигала с одним из ближайших помощников миллиардера Олега Дерипаски. Со временем СМИ пришли к выводу, что речь идет о Евгении Фокине, который в прошлом якобы работал в СВР. Сам он это отрицает. Если прокуратура на каком-то этапе подозревала Макгонигала в шпионаже, то в доступных мне судебных документах ни малейших следов этого нет. В Манхэттене он официально обвиняется в отмывании денег, нарушении американских санкций и во лжи, в том числе касающейся услуг, которые Макгонигал оказал в начале 2018 года дочери Фокина Александре. По разным версиям, он либо устроил девушку по просьбе Шестакова стажеркой в нью-йоркскую полицию, либо просто организовал ей многодневную ознакомительную VIP-экскурсию по полицейскому управлению города, объяснив, что интересуется ее отцом и хочет оказать ему услугу. Своему начальству он сказал, что Фокин — российский разведчик, которого он хотел бы завербовать. Возможно, интерес, который испытывала прокуратура к нему самому, завязался с того момента, когда полицейский сержант, который опекал Фокину, заподозрил неладное и сигнализировал начальству о восторженных разговорах юной россиянки, которая, в частности, хвасталась знакомством с важным сотрудником ФБР, якобы показывавшим ей секретные документы.
Вскоре после того как «Вашингтон пост» обратилась к обоим Фокиным за комментариями, страница отца в «Фейбуке» была закрыта, а пост дочери о ее общении с нью-йоркской полицией исчез. Фокин не упоминается в обвинительном заключении по имени и фигурирует в нем как «Агент-1».
Согласно судебным документам, Макгонигал начал работать на Дерипаску уже после того как ушел из ФБР в сентябре 2018 года. До этого он расследовал олигарха и других российских богачей, имевших тесные связи с Кремлем. Американцы пытались завербовать Дерипаску (по данным СМИ, в 2014-2016 гг.), но, насколько известно, тщетно.
Сам он вызвался освободить отставного следователя ФБР, моего друга и летописца русской мафии Роберта Левинсона, который бесследного исчез на иранском о. Киш в марте 2007 года. Попытки его вызволить, на которые Дерипаска, по его словам, потратил 25 млн. долларов, были тщетными. По версии прокуратуры, с кругом алюминиевого магната Макгонигала познакомил Шестаков, который в 2018 году имейлом свел его с Фокиным. В 2019 году Макгонигал, Шестаков и Фокин якобы пытались добиться снятия с Дерипаски санкций, наложенных в 2018 году. Макгонигал связал Фокина с манхэттенской адвокатской конторой Kobre & Kim, имеющей опыт по работы с россиянами, и получил в награду 33 тысячи долларов. Контора, в частности, представляет сейчас Романа Абрамовича, а в прошлом защищала ООНовца Владимира Кузнецова, осужденного в 2007 году за отмывание денег и впоследствии отправленного досиживать срок на родину. На родине Кузнецова быстро освободили и пристроили в УПДК, и больше американцы, насколько я знаю, никого в Россию досиживать не отправляли.
Ни Макгонигал, ни Шестаков, ни Фокин не имели права помогать Дерипаске в снятии санкций, хотя оно было у адвокатов. Макгонигал летал к Дерипаске в Лондон и в Вену. Сообщники, очевидно, знали, что имеют дело с запретным плодом, потому что никогда не называли олигарха в переписке по имени, и писали «персона», «наш друг из Вены» или «наш венский клиент». Представитель олигарха Лариса Беляева заявила, что Фокин никогда не работал на Дериписку, что он связан с Kobre & Kim через своих российских адвокатов и не имеет понятия о сношениях Макгонигала и Шестакова с этой конторой. По словам прокуратуры, Дерипаска лично подписал письмо, которым ее нанял и положил ей оплату в сумме 175 тысяч долларов в месяц с условием, что 25 тысяч из них пойдут «неким иным профессионалам». Эти 25 тысяч предназначались Макгонигалу, которого Kobre & Kim наняла дознавателем и консультантом. Деньги якобы выплачивались корпорации, принадлежащей Шестакову. Так раскрылась тайна конвертов из оберточной бумаги. Деньги перестали поступать из-за начала пандемии, и работа на адвокатскую контору прекратилась. Если верить прокуратуре, весной 2021 года Фокин предложил Макгонигалу и Шестакову работать на Дерипаску напрямую, минуя Kobre & Kim. На этот раз они якобы должны были собирать компромат на одного из конкурентов Дерипаски: выяснять, нет ли у него авуаров, спрятанных за границей, и не завел ли он часом иностранный паспорт. Речь шла о Владимире Потанине и о 500 млн. долларов, якобы имеющихся у него за границнй.
Макгонигал собирал на него материал из открытых источников. По данным «Нью-Йорк таймс», в случае успеха ему было обещано 3 млн долларов. По данным телекомпании Эн-би-си — 650 тысяч.
Как выяснилось на прошлой недел в суде, на самом деле Макгонигал получил в общей сложности всего 17,5 тысяч долларов, переведенных «ГАЗПРОМ-Банком» на Кипр, а потом на счет компании приятеля Макгонигала в Нью-Джерси. Сейчас отставнику пришлось с этими деньгами распрощаться. Помимо работы на Дерипаску, новоиспеченный отставник получил высокооплачиваемую должность старшего вице-президента по глобальной безопасности риэлторской корпорации Brookfield Properties, а осенью прошлого года поступил на работу к еще одному миллиардеру российского происхождения, 60-летнему Владиславу Доронину, сделавшись директором по безопасности его сети из 34 пятизвездочных отелей Aman Group, расположенных по всему миру. Один из них, открывшийся в августе прошлого года на углу Пятой авеню и 57-й улицы Манхэттена, прогремел рекордной в Нью-Йорке стоимостью номеров — 2400 долларов за ночь. Это самые дешевые номера отеля. Доронин, которого иногда называли «Российским ответом на Дональда Трампа», давно отказался от гражданства РФ, получил подданство Швеции и Швейцарии и осудил вторжение в Украину.
После ареста Макгонигала Aman Group сообщила, что он там больше не работает. По словам прокуроров, теперь ему грозит лишение свободы сроком до пяти лет. В свете того что первоначально ему светило до 20 лет тюрьмы,
признательная сделка была для него вполне рациональным выходом. Кому интересно, она не включала соглашения о сотрудничестве. Макгонигал помог себе, признав ответственность за содеянное. «Я искренне раскаиваюсь, — сказал он дрожащим голосом судье Дженнифер Рирден. — Я никогда не ставил себе цели навредить Соединенным Штатам, ФБР или своим родным и друзьям». Судьба его вашингтонского «албанского» дела пока неясна, но из слов его адвоката Сета Душарма явствует, что и оно скоро закончится признательной сделкой. Защитница Шестакова Рита Глэйвин сообщила журналистам, что он тоже ведет переговоры с прокуратурой.
Приговор Макгогнигалу будет вынесен 14 декабря.