Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре.
Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре парень остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна. Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись:
«Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли!»
Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз, сидевший за соседним столиком: «Я простой купец из Парижа, — сказал он, — но люблю музыку и бывал на ваших концертах. Вы — синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история. После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению. «Не мне, скромному любителю, на ней играть»,— сказал он. Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Он называл ее — «Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за удивительной полетности, «дальнобойности» звука.
Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому. Тот сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, — пояснил он. — Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу». В последующем у Паганини была огромнейшая коллекция скрипок, которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи: Гварнери, Страдивари, Амати. Все их он завещал родной Генуе.
Но именно Cannone была самой любимой. После смерти Мастера она получила название «Вдова Паганини». Ведь он встретил ее в 17 лет и не расставался с ней до самой смерти.
Скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия — при температуре 20 градусов и влажности до 50%. Но и сегодня она продолжает звучать. Правда, играть на ней суждено не каждому, а только лишь выдающимся музыкантам, победителям международных музыкальных конкурсов. Один раз в месяц, специально назначенный куратор снимает скрипку из витрины и играет произведения Никколо Паганини. Иногда скрипку в бронированном автомобиле с усиленной охраной привозят для выступлений в другие города и даже страны.
В мае 1999 года звучание скрипки могли услышать в оперном театре в Киеве, как пишут, муниципалитету Генуи был уплачен залог в четыре миллиона долларов. Скрипка окружена различными слухами и мистическими историями не меньше, чем личность ее владельца. Мало, кто из скрипачей мира играл на ней более одного раза.
Наталья ШЕРЕМЕТЬЕВА
Источник: vk.com
newrezume.org