— Что вы думаете о произошедшей в Израиле бойне? — с этого вопроса я начал встречу с группой русскоязычных молодых людей, которые изучают еврейские традиции в синагоге на Брайтоне, готовясь к двухнедельной поездке в Израиль. — Ворвавшись в иерусалимскую иешиву «Мерказ а-Рав», террорист убил восьмерых учеников, большинство жертв — дети 15 — 16 лет.
— Но ведь израильские солдаты тоже убивают палестинских детей! — парировал Алекс…
Признаюсь, я бы не удивился, услышав подобное в антиизраильских СМИ или в среде радикально настроенных студентов, но я не ожидал услышать это из уст молодого еврея из России.
— Террористы не щадят ни арабских, ни еврейских детей, преднамеренно убивая невинных людей, в частности учеников иешивы, — ответил я. — Они обстреливают Израиль ракетами из школ сектора Газы, используя детей в качестве живых щитов, понимая, что израильтяне стараются не стрелять в гражданское население. Допустимо ли сравнивать террористов с израильскими военными?
— Допустимо, потому что и евреи, и арабы в одинаковой степени жертвы продолжающегося конфликта, — ответила Юлия.
— В одинаковой степени? — удивился я. — Как-то во время визита в Германию президент Рейган посетил кладбище офицеров СС и вызвал возмущение своим заявлением о том, что и они жертвы войны. Не приводит ли сравнение преступников с их жертвами к стиранию граней между добром и злом, к моральной слепоте? Безусловно, никто не имеет права кого-то унижать, люди должны вежливо и корректно общаться друг с другом. Однако доведенная до абсурда политическая корректность может быть опасной. Если мы не называем вещи своими именами, не объявляем зло злом, то мы забываем о его опасности и не способны его победить. Если бы президент Рейган не назвал СССР «империей зла», то тоталитарный советский режим, возможно, продолжал бы угрожать миру.
— Но сегодня терроризм угрожает Израилю, и в связи с последним терактом я собираюсь отменить свою поездку в Израиль, — вдруг сказал сидящий со мной молодой человек.
— Однако таким образом мы даем террору победить, — возразил я. — Ведь террористы не могут разбить армию, они стремятся запугать нас, парализовать нашу жизнь, вынудить бежать из Израиля. Лучший ответ террору — продолжение жизни.
В субботу перед праздником Пурим в синагогах читается следующий отрывок Торы:
«Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда вы вышли из Египта. Как он напал на тебя в пути и перебил всех ослабевших… когда ты был изнурен и утомлен, а он не боялся
Б-га. И будет, когда Всевышний даст тебе покой от всех твоих врагов со всех сторон, на земле, которую Всевышний дает тебе в наследие, чтобы ты овладел ею, сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь!» (Шмот, 25:17-19).
Тора учит нас не мстить и не помнить зла. Но почему же здесь обязывает нас помнить о том зле, которое сделал нам Амалек? Может быть, для того, чтобы мы не позволили этому злу повториться?
Для этого нам необходимо научиться отличать добро от зла.
Нужно ли ненавидеть зло? «Любящие Всевышнего, ненавидьте зло!» — писал царь Давид в своих Псалмах. Те, кто испытывают равнодушие к злу, возможно, делают это из-за безразличия, отсутствия любви к добру.
И если в душе человека есть место негодованию и ненависти, то лишь для того, чтобы он направил свои чувства на сокрушение зла.
Впрочем, чтобы победить зло вне нас, нам нужно научиться побеждать зло внутри нас.
Как стереть Амалека, который «напал» на евреев в Синайской пустыне? Слово «напал» — «корха» имеет несколько значений. Раши объясняет, что корень этого слова «микрэ» — случай. Амалек — это символ идеологии случая, утверждающей, что мир — это джунгли, в которых выживает сильнейший. Потомок Амалека Аман верил в случай, потому бросил жребий — пур, полагая, что случайный выбор времени атаки на евреев поможет ему добиться, чтобы везение и случай были на его стороне. Мудрецы назвали этот праздник Пуримом — случайностью, жребием, с целью научить нас, что все случайности закономерны. Все замыслы Амана против евреев «случайно» обернулись против него, и на виселице, которую он подготовил для Мордехая, повесили его самого.
Обретая веру в то, что зло будет неизбежно повергнуто, а добро в конце концов восторжествует, человек преодолевает «идеологию случая», стирая Амалека внутри себя.
Другое объяснение слова «корха» — это холод. «Все народы боялись сразиться с евреями, Амалек пришел и начал войну, указав путь другим. Притча гласит: в бассейн с кипящей водой никто не может спуститься. Пришел человек беспутный и бросился в бассейн. Сам обжегся, но «сделал его холодным» для других (т. е. показал другим, что вода не так уж и горяча)», объясняет Раши.
Амалек — это холод внутри нас. Человек может с прохладцей относиться к людям, без энтузиазма выполнять заповеди. Но теплом и любовью он способен победить холод, стирая Амалека внутри себя.
Амалек — это уныние, которое парализует человека, учил Аризал. Уныние не грех, но ведет ко всем грехам! — писал один ребе.
Совершив грех золотого тельца, евреи были в унынии, полагая, что им не удастся исправиться. Однако Всевышний принял их раскаяние и указал строить Храм, который стал символом надежды и исправления на все времена.
Во времена Пурима положение евреев казалось безнадежным, царь издал указ об их уничтожении. Однако евреи не предались унынию, раскаялись, исправились, и тогда пришло спасение: потомок Амалека Аман был повергнут!