«Ваикра». Побочный эффект

Книга «Ваикра» практически полностью посвящена такой актуальной в наше время теме, как жертвоприношения (корбанот). Понятно, что в наше время никто животных не режет, но не совсем понятно почему временной заменой корбанот стала именно молитва. Как известно, большинство заповедей так или иначе связаны с работой с материей. Почему же тогда мицва о приношении корбана, которая в каком-то смысле является верхом работы с материей, была заменена мало осязаемой молитвой?

Причина такого выбора частично видна из корней этих слов. Слово «корбан», которое обычно переводится как жертва, правильнее переводить как приближение. Со словом «тфила», которое переводят как молитва, ещё проще: одно из основных значений слова «тфила» — это соединение, связь. Получается, что между приближением (корбан) и соединением (тфила) гораздо больше общего, чем это кажется на первый взгляд.

Более того, в тех случаях, когда наша потребность в связи становится особенно острой, молитва сопровождается постом. Одна из классических историй связывающих молитву и пост, — это описание молитвы рава Шешета, которую он добавлял в те дни, когда соблюдал пост: «Всевышний, в те времена когда стоял Храм, можно было исправлять ошибки с помощью корбанот. Только жир и кровь животного приносились на алтарь, и этого было достаточно для исправления. Я постился, и количество моего жира и крови уменьшилось. Пусть это будет засчитано, как будто я принёс жир и кровь на алтарь, и это приношение было принято» (Брахот, 17а).

Рав Кук спрашивает: зачем вообще нужны были корбанот, если тех же результатов можно добиться, соблюдая пост (Эйн Ая, I-82)? Почему только в случае обязательных корбанот — хатат и ашам -только жиры и кровь сжигались на алтаре? (обязательные корбанот, в отличие от добровольных, приносились для исправления и восстановления связи после совершения поступков разрушающих, либо ослабляющих связь со Всевышним).

Существует две основные категории ошибок, совершаемых человеком. «Бесящиеся с жиру» совершают ошибки первой категории — те, которые в значительной степени обусловлены излишеством. Эти проступки исправляются через «сжигание жира».

Вторая категория ошибок совершается при развитии сценария «кровь в голову». Это те действия, которые обусловлены реальными потребностями, но та форма, в которой эти потребности реализованы, является недопустимой и непозволительной. Исправление этих ошибок осуществлялось через кровь корбана.

Соблюдающий пост в состоянии исправить и тот вред, который был нанесён из-за жира и крови. Но существует фундаментальная разница между голоданием и приношением корбан в Храме. Приношение жертвы, кроме всего прочего, было психологическим шоком, дававшим человеку силы держать себя в руках. Соблюдающий же пост ослабляет свои силы, разрушая и позитивные, и негативные черты.

Это легко понять по аналогии с обычными медикаментами: кроме требуемого результата, всегда имеется побочный эффект. Рав Шешет молился о том, чтобы его голодание подействовало как корбан, то есть как идеальное лекарство: убирая все негативное, не имело бы побочного эффекта.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора