«Праведник» одолел «Чебурашку»: все запоем смотрят, как настоящий русский офицер Николай Киселёв спас от нацистов сотни евреев.
В середине февраля на экраны вышла военная драма Сергея Урсуляка «Праведник», которая быстро возглавила прокатный рейтинг. На этот раз перед нами не сказочный персонаж, как «Чебурашка», а реальный человек — советский офицер Николай Киселев, чей подвиг оставался неизвестным на родине в течение десятилетий.
Впервые его история была показана в документальном фильме Юрия Малюгина «Список Киселева» 15 лет назад. Пожилые евреи — непосредственные участники событий — со слезами на глазах вспоминали жуткий 1942 год и все, что им пришлось пережить в белорусской деревне Долгиново с приходом немцев. Там было устроено гетто, около 3000 жителей которого погибли. Спастись удалось только тем, кто ушел в лес, поближе к партизанам. Но и там выживание десятков замученных и голодных людей оставалось под вопросом. Командир партизанского отряда Киселев получил приказ собрать рассеянные по лесам группы евреев и вывести их за линию фронта. К тому моменту два других командира уже отказались от невыполнимой, по их мнению, задачи. Киселев же взялся за нее — и выполнил.
Съемки художественного фильма на эту тему запланировали еще в 2017 году. О начале работы над проектом под названием «Большая земля» тогда заявила режиссер Анна Матисон. Главная роль предназначалась Сергею Безрукову. К тому же планировалось участие Дастина Хоффмана и других зарубежных звезд. Но этот фильм так никогда и не был снят.
Следующую попытку рассказать о Киселеве предпринял режиссер Сергей Белошников. Его картина «Моисей Коля» с Сергеем Бородиновым в главной роли была снята в 2018 году, но пока до зрителя так и не дошла.
Сергей Урсуляк много лет не брался за полнометражное кино, сосредоточившись на сериалах, но отказаться от проекта о Киселеве он не смог. Фильм был снят по сценарию Геннадия Островского, с которым в 90-е режиссер сделал свой дебютный «Русский регтайм». Сценарист подверг историю Киселева значительной художественной переработке, но не тронул опорные факты: побег героя из немецкого плена, ранение, уход в партизаны, встреча с подопечными евреями и будущей женой Аней — и сам поход к линии фронта.
Многие события и персонажи вымышлены. Придуманные герои очень требовательны, каждый из них норовит зацепить зрительское внимание и что-то успеть о себе рассказать. Как справедливо отмечали критики, это удалось бы, сними Урсуляк сериал. Но фильм идет только 2 часа 20 минут, и на всех времени как будто не хватает. Впрочем, «Праведник» предназначен для массового зрителя. Некоторая «переполненность» в данном случае скорее плюс — как и нежелание в конце фильма расставаться с героями.
Роль Киселева режиссер отдал одному из своих любимцев — Александру Яценко. Урсуляк неоднократно называл актера своим «камертоном правды», потому что тот играет, как дышит, без тени фальши. И Киселев у него получился атипичным главным героем. Он слишком нормальный, даже незаметный человек. Профессия у него скучная — счетовод. Вот и евреев он пересчитал и повел к спасению не ради подвига, а для решения конкретной задачи с наименьшими потерями. По дороге, впрочем, открываются его другие нормальные в лучшем смысле этого слова качества: сострадание, ответственность, способность быстро принимать решения. Для него люди не стадо: Киселев договаривается, объясняет, вникает, несмотря на совершенно не подходящие для этого условия.
Другой фаворит Урсуляка Евгений Ткачук играет партизана по кличке Ферзь. Это человек сомнительных качеств, с уголовным прошлым и лихими ухватками. Он вполне мог бы стать подонком, но какой-то инстинкт заставляет его держаться рядом с Киселевым, сверяться по нему. Поначалу для Ферзя евреи — это кучка неприятных, даже пугающих чужаков. Понравившуюся ему юную Тову Липницкую — ее играет Мария Золотухина — он зовет ведьмой, а потом и вовсе нападает на нее. Здесь вспоминается похожая сцена из «Холодного лета пятьдесят третьего», в которой уголовник набрасывается в лесу на деревенскую девушку, за что его убивает герой Валерия Приёмыхова. Киселев тоже вмешивается, только он не может и не хочет убивать одного из своих пятерых бойцов, лишь грозит ему расстрелом. И Ферзь меняется. Возможно, кстати, даже слишком резко для зрителей.
И наконец, еще один актер, без которого не может обойтись Урсуляк, — это Сергей Маковецкий. В одном из интервью режиссер назвал его своим джокером, артистом, готовым ко всему: «Я знаю его безграничные возможности, я знаю его бесстрашие». В «Праведнике» Маковецкому досталась роль хромого сапожника Рувима Янкеля — человека, который разряжает обстановку природным юмором. Это горький юмор, и его столько, сколько нужно, чтобы не спятить в аду.
В фильме две временные линии, объединенные персонажем по имени Моше Таль. В 2005 году до этого одинокого и несчастного старика-израильтянина в исполнении Довале Гликмана пытается достучаться сотрудница Комиссии по присвоению звания Праведника мира. Ей поручено проверить, достоин ли давно почивший Николай Киселев такой награды. Таль — очевидец и участник событий, но он не хочет говорить о Киселеве: не может простить тому потерю своей младшей сестры Мириам и семейной реликвии — средневековой золотой астролябии.
С семьей Таля мы знакомимся в кошмарный момент. Чулпан Хаматова и Константин Хабенский ненадолго появляются на экране в образах многодетных родителей Моше, обитателей гетто. Они должны выбрать из своих детей того, кто получит шанс на спасение. За плату охранник-полицай обещает выпустить на волю только двоих перед прибытием карательной бригады немцев. 17-летний Моше и 10-летняя Мириам бегут, не успев толком проститься с родными. Смерть гонится за ними по пятам, обретая черты эсэсовца Шмюкера. Эту роль сыграл австрийский актер Дитмар Кениг. Шмюкер настолько эталонный садист-гитлеровец, что на опытного киномана вряд ли сможет произвести большое впечатление. Но без него история бы не сложилась.
Эффект картина оказывает парадоксальный. Грандиозное зрелище удалось. Напряжение, сопереживание и слезы зрителям обеспечены, если они, конечно, не почувствуют, что создатели фильма ими манипулируют. Урсуляк в «Праведнике» балансирует между штампами и искренностью, порой опасно кренясь в сторону первых. Тем не менее историческая правда, из которой выросло это кино, удерживает его на плаву.
У истории Моше хороший конец, а вот Киселев словно бы растворяется в воздухе: в финале лишь коротко говорится о его послевоенной судьбе. Очень важная часть этой судьбы осталась за кадром. Спасенные им евреи отблагодарили Николая еще при жизни. Когда он вывел с оккупированной территории 218 человек, то был тут же арестован НКВД и обвинен в дезертирстве. Узнав об этом, бывшие подопечные Киселева приложили все усилия для его скорейшего освобождения.
Вита ВЛАДИМИРЦЕВА, Jewish.ru