Уже не одно десятилетие не умолкают страсти вокруг многострадального Косово. Вооруженные конфликты чередуются с очередными переговорами. Задействованы ООН и Евросоюз, выделен специальный посланник с большими полномочиями. А воз и ныне там. Мировое сообщество разделилось на два противоположных лагеря: одни предлагают неуклонно продолжать выдавливать сербов из собственной страны, другие, напротив, ратуют за полное изгнание албанских косоваров. Не раз уже доходило до прямой и ожесточенной конфронтации между враждующими сторонами. Более того, правительство Клинтона даже решилось на бомбежку этого густонаселенного района в центре Европы. (Не уверен, что это было оптимальным решением.)
Так кто же прав? Не претендуя, разумеется, на окончательный вердикт, выскажу свою точку зрения. А для этого вспомним историю. Еще в седой древности, где-то в VII веке н. э., эту территорию заселяли племена т. н. белых сербов. Было это в эпоху великого переселения народов. А еще раньше здесь доминировали иллирийские и фракийские племена. Значительная часть края была под влиянием Римской, а затем Византийской империй. А пиком расцвета Косово считается ХIII век, когда этот край становится одним из самых развитых регионов Сербского королевства, важным религиозным и культурным центром. Плодородные земли, благодатные климатические условия создали уникальные предпосылки для процветания. И, как это нередко бывало в далекой и близкой истории Европы, и не только Европы, нашлись охотники до здешних злачных мест. Устремила сюда взоры и Оттоманская империя.
Турки облюбовали этот благодатный край и как территориальное приобретение, и как базу для исламизации местного населения. И с этой целью предприняли поход для захвата новых земель. Они неудержимо продвигались и захватывали все новые и новые районы. Битва на Косовом поле, т. н. Косовское сражение (в том же ХIII веке), вылилась в грандиозную битву, воспетую в фольклоре и художественных произведениях. С обеих сторон участвовали около 250 тысяч человек. Сербским легионом командовал известный сербский князь Лазар, представлявший коалицию христианских народов. Но силы были не равные: князь Лазар погиб в том бою, став национальным героем. А Сербия вместе с другими славянскими территориями и Грецией попала под власть Оттоманской империи. А в самом Косово турки создали отдельную административно-территориальную единицу.
С той поры сюда устремились албанские и турецкие переселенцы, стараясь как можно побольше и быстрее отхватить земель, внедриться к «соседям». Началась насильственная исламизация местного населения. Причем проводилась она самым жестоким образом: разорялись христианские храмы и превращались в мечети, силой изгонялось и уничтожалось местное население. Не отставали в жестокости от непрошенных гостей и сербы.
В этом великом переселении особо усердствовали албанцы. Почуяв лакомый кусок чужой земли, они всячески старались закрепиться здесь. Вражда между ними и сербами не раз перерастала в кровопролитные стычки. В 1912 г. в результате Балканской войны Сербия вернула себе значительную часть края. В том же году на международной конференции в Лондоне европейские державы признали суверенитет Сербии над Косово. Но это не только не предотвратило дальнейшие столкновения между коренными жителями (сербами) и албанскими пришельцами, но, наоборот, усилило противостояние. Переговоры проходили, но они, как правило, ни к чему не приводили. К обострению обстановки руку приложил и президент Югославии Иосип Броз Тито, который сквозь пальцы смотрел на исламизацию Косово. И лишь в 1999 г. этот край перешел под управление ООН: миротворческие силы и сегодня сдерживают эмоции с обеих сторон, хотя конфликты на разных уровнях не прекращаются.
Так мы вплотную подошли к главному вопросу: что же делать? Где реальный выход из этой тупиковой ситуации? Ряд стран предлагают дать косоварам полную независимость, т. е. создать свое государство. Если учесть, что абсолютное большинство албанцев Косово мусульмане (до 90 %), то может создаться новое уникальное образование — исламское государство в самом центре Европы. К тому же вовсе не случайно, что эмиссары «Аль-Каиды», этой самой кровожадной и непримиримой террористической организации, зачастили в Косово, а, значит, идет процесс освоения нового плацдарма.
Разумеется, нельзя в одночасье решить годами накопившиеся проблемы. К тому же и сербы с жестокостью изгоняли косоваров, применяя при этом и недозволенные мировой практикой приемы. (Этим занимался и занимается Международный суд в Гааге). И все же следует различать, где идет борьба за правое дело, а где — укрепиться на чужой территории. (Действия косоваров-албанцев мне напоминают путника, который попросился переночевать, а потом стал изгонять хозяина из собственного дома.)
Нередко сравнивают Косово с другими неспокойными регионами — Приднестровьем, Абхазией, Карабахом и др. Но это, как говорится, две большие разницы. Жители вышеназванных районов живут на собственной территории, это их земля, здесь могилы их предков. Они просто не хотят жить в «коммунальных квартирах», они весьма неуютно чувствуют себя в «объятьях старших братьев». Так что сравнивать их с событиями в Косово никак нельзя. Провозглашение же, а тем более признание Косово самостоятельным государством, может стать неприятным прецедентом: узаконить захват чужой территории.
Уже длительное время широко обсуждается т. н. «план Марти Ахтисаари» (специального представителя ООН по Косово), в котором Косово предлагается широкая автономия в составе Сербии. Против этого выступают обе стороны. Причем выступают самым категорическим образом: одна — за полную самостоятельность и провозглашение своего государства, другая — за неделимость своих границ. В последнее время появилось и такое новое понятие — «контролируемая независимость». Согласно этому плану, Приштина может провозгласить независимость только тогда, когда будет решен вопрос по надзору за страной силами НАТО и ЕС. А как же быть с международно-правовой базой для нахождения сил извне? До каких пор будет действовать такой надзор? И не является ли такая витиеватая формулировка предтечей провозглашения Косово независимым государством? Вопросов больше, чем ответов.
Видимо, ни решения Совета Безопасности ООН, ни другие принудительные меры не дадут желаемого результата. Нужно все хорошенько взвесить, прежде чем принимать решения. Возможно, само время подскажет его. Во всяком случае, никак нельзя допустить, повторяю, чтобы в центре Европы, в густонаселенном центре Европы, появился исламистский анклав со всеми вытекающими последствиями. Напомню в этой связи, что на недавних выборах в Косово победила радикальная албанская партия во главе с известным террористом 39-летним Хашимом Тачи (по прозвищу Змей). Сербы бойкотировали эти выборы. Тачи в свое время был активным членом националистического движения, отвечал за доставку оружия и боеприпасов. В 1997 г. сербский суд Приштины заочно приговорил его к десяти годам за терроризм. Вот такой получается расклад.
А пока косовские страдания продолжаются. И если руководствоваться эмоциями, а не здравым смыслом, то можно подложить тлеющий фитиль под пороховую бочку Европы. По моему же глубокому убеждению, Косово должно остаться под юрисдикцией Сербии. В любом качестве. Иначе его быстро приберут к рукам.