Давид Бронштейн, оригинальный не только в шахматах и склонный к фронде, назвал сына «Рёвой», дабы «кукишем в кармане» появился Лев Давидович Бронштейн. Зря в энциклопедиях его прототипа переименовывают в «Лейбу», повторяя изобретение бело-, а затем и красногвардейских антисемитов: семья Давида Леонтьевича и Анны Львовны Бронштейн была русифицирована и идишем практически не пользовалась. Да и сколько в новороссийских степях было тех, с кем можно на «мамелошн» покалякать? Сам Троцкий, описывая свои детские годы, не упоминает никого. Зато псевдоним говорит о своеобразном национальном юморе не хуже бронштейновского «кукиша»: эту фамилию носил старший надзиратель одесской тюрьмы, с двух лет пребывания в коей начались его «революционные университеты».
«Пламенный революционер», он же «буревестник» и «железный нарком» (звание «народный комиссар», как и Коминтерн — его изобретение) родился пятым ребёнком в семье на хуторе близ деревни Яновка на Херсонщине 26 октября (7 ноября) 1879 года. Кто отмечает годовщину Великой Октябрьской, не забудьте — вы празднуете день рождения её военкома. Хутор был довольно богатый, Лев, получивший в партии клички «перо» и «писатель», в неплохо написанной автобиографии упоминает многонациональный состав работников. Единственным в детстве напоминанием о еврействе было то, что мать однажды воспротивилась везти его, заболевшего, в субботу к лекарю. Российские цари, отправкой евреев в Новороссию ставившие двойную цель: обжить дикие степи и разъединить общину, получили заказанное: трибуна восстаний.
Учился он в лютеранской семинарии имени Св. Павла в Одессе (1889-1895), где состав преподавателей был довольно приличный и, разумеется, ничего еврейского. То есть на уроке «Закона Б-жьего» публика расходилась по конфессиям, но евреи почему-то изучали национальную историю и «эти занятия никто не брал всерьёз». Жил он тогда в семье двоюродного дяди Моисея Шпенцера, писателя и переводчика с древнегреческого, отца Веры Инбер — небогатой, либеральной и совершенно внерелигиозной. Несколько месяцев брал уроки у «очень учёного старика» — папа хотел, чтобы сынок мог читать Библию в оригинале, но Лёва был занят другим и к своему народу это его не приблизило. Энергии и талантов не занимать, самостоятельность мышления и оппозиционность к доктринам и стандартам была ему, как и многим способным еврейским юношам, в высшей степени свойственна. В отличие от почти ровесника и тоже сперва ассимилированного одессита Жаботинского, реализовывать национальное стремление к справедливости Троцкий пожелал на «общечеловеческом» поле. Своего «поля» он не имел и не ощущал себя евреем — хотя никогда национальности не скрывал. С таким шнобелем скроешь?
Почитав его творения, я ощутил до боли знакомый стиль советской партийной печати. Нет, то есть смысла и литературности у него побольше, были-таки идеи, не только стремление к власти, как у многих соратников — но сам стиль и подход с выбором удобных фактов и подменой неугодных «принципами» переняли сталинские соколы. В Автобиографии Троцкий «забывает» упомянуть, что с первой женой, товарищем по борьбе Александрой Львовной Соколовской у них в тюрьме прошла «хупа», зато живописует венчание в церкви с Натальей Ивановной Седовой — хотя развода с первой не было, он «разошлись, как в море корабли», оставшись друзьями, и второе сожительство никак на обряд не тянуло. «Я не еврей, а — большевик, интернационалист, вождь…». Делает он это искренне, величие духа и Традиция своего народа ему недоступны и непонятны; однако местами приходится передёргивать, «революции делают Троцкие, а платят за это Бронштейны». Страдающий болями всего трудового народа Председатель Петросовета 1905 и 1917 годов как-то не заметил кошмарных еврейских погромов 1903-1906 и в Гражданской. Кажется, он, подобно Генри Киссинжеру или Берни Сандерсу опасался, что его примут за еврея. Правда, в отличие от последнего, антисемитом Лев не был и просто, как и Герцль до «Дела Дрейфуса», предлагал «распустить еврейский народ» и тем избавить его от ненужных трудностей.
«Наследники» Троцкого использовали притчу из Талмуда: «съел мякоть и выкинул кожуру» — то есть самого Льва. Приписываемая Троцкому теория «перманентной революции» долго была основой деятельности как первых советских правительств, так и «международного рабочего движения», из которых его в нужный момент вышвырнули. Неудачный в его исполнении опыт «трудовых армий» (1920-21) принят на вооружение в периоды войн и в системе ГУЛАГа; «теоретической ошибкой» Льва было лишь наивное представление, что солдаты трудармий после выполнения работ должны остаться в живых. Идеи соратника одолжил, а «ошибки» исправил Великий Сталин сотоварищи — результатами их «достижений» занимаются комиссии по репрессиям и общество «Мемориал». Зря всё-таки Троцкий прозвал его «самой гениальной посредственностью» — после вождей и трибунов как раз обычно и приходит время интриганов и воплотителей чужих мыслей под собственным именем и соусом. Эти «воплощения» есть мерило глубины теории; Ницше, наверное, с удовольствием умер бы ещё раз или снова сошёл с ума, узнав, как применили нацисты его рассуждения о «сверхчеловеках»… Он-то мечтал о развитии в сверхчеловека, «уберменш», а «наследнички» занялись истреблением назначенных «ундерменшей», признав своё скотское состояние «наиболее возвышенным».
Не буду пересказывать повороты биографии Троцкого — об этом исписаны тонны бумаги. Лучше позволю себе несколько обобщений, а вы сможете согласиться или отвергнуть их, посмотрев в общем доступе материалы — изрядно, впрочем, «отредактированные». Случайно ли из всех так или иначе репрессированных деятелей СССР только он не был реабилитирован, а его убийца Рамон Меркадер даже награждён Звездой Героя во время «Оттепели». (позор!) Почему? Элементарно, Ватсон: «4-е Интернационалы» существуют, главный личный враг Сталина остаётся врагом для всех, так или иначе связанным с Верховным. Например, для тех, кто сегодня Сталина реабилитирует. Обидно же, что убиенный не раз оказывался прав.
Мыслителем Троцкий был неглубоким, но на практическом уровне весьма прозорливым. Большинство своих теорий заимствовал,- так, «Перманентную революцию» у Александра Львовича Парвуса (Израиля Лазаревича Гельфанда); а тот, с некоторыми добавками, у Маркса-Энгельса. Большевики пытались проводить её в жизнь, тянули время на переговорах с немцами и ждали революции Германии…
В 1914 он предсказал, против общего убеждения, что Мировая война будет долгой и кровавой. Требовал в 1917-18 создания профессиональной Красной армии, стал её главным организатором и командиром. Громко протестовал против политики Сталина, натравившего коммунистов на социал-демократов и тем фактически привёдшего к власти Гитлера, предупреждал, сколь ужасны будут последствия фашизма. Не раз бывал прав в тактических спорах революционеров. Горячий, талантливый и самоотверженный, он, мне видится, совершил одну глобальную ошибку: искал не там, где потерял. Троцкий любил учиться, всю жизнь занимался самообразованием. Его ум и энергия очень пригодились бы для исполнения задачи нашего народа: «быть царством священников и народом святым», помочь человечеству построить «царство Б-жье на Земле», царство смысла и справедливости. Но неплохо сперва узнать, как это сделать, для того и дана нам Тора. Собственных прикидок и фантазий революционных классиков маловато. Впрочем, в этом он не оригинален, сколько евреев поныне ищут под чужими и тусклыми фонарями?
Лев обладал напористым и саркастическим чувством юмора, Создатель играл с ним соответственно. Пароход, который вёз его из России в 1929, звался «Ильич». А прежде: «Николай II». Лев уходил от своего еврейства — белогвардейцы использовали имя его в программах: «Жид идёт». С середины 20-х хлопцы требовали «изгнать жидов-уклонистов из партии и страны»… А главное, живёт в Израиле на «территориях» религиозный еврей Давид Аксельрод (1961), невероятно похожий на прадеда…