Материалы сайта www.evrey.com
После прошедших 23 марта выборов, в Израиле продолжаются попытки формирования коалиционного правительства. У лидера Ликуда, Нетаниягу, получившего это поручение (см. на сайте материал «Очередной приступ безумия» — 07.04.21), осталось чуть более двух недель для выполнения этой задачи, которая, несмотря на значительное продвижение коалиционных переговоров с одним из ключевых потенциальных коалиционных партнеров, партией «Ямина» — пока не представляется осуществимой.
Причина такого положения дел — «принципиальные позиции» двух ключевых элементов возможной правой коалиции. Речь идет о партии «Новая Надежда», возглавляемой «обиженным» бывшим ликудовцем Гидеоном Сааром (6 мест в Кнессете), и партии «Ционут датит» (Религиозный сионизм), под руководством Бецалеля Смотрича (у нее — тоже 6 мест в Кнессете).
Участие в право-религиозной коалиции, в настоящее время (с учетом депутатов партии «Ямина») имеющей поддержку 59 депутатов Кнессета, также и партии Саара — обеспечило бы правой коалиции стабильное большинство в 65 депутатских мест, и, тем самым, прекратило бы затяжной политический и парламентский кризис в Израиле.
Между тем, в случае, если по истечении крайнего срока формирования коалиции главе Ликуда не удастся это сделать, «мандат» на создание правительства вернется к президенту страны. И он, в зависимости от сложившейся ситуации (и собственных соображений), вправе предоставить Нетаниягу для коалиционных переговоров дополнительное время (еще 18 дней), передать полномочия формирования кабинета другому депутату Кнессета (как правило, это — лидер одной из представленных в Кнессете партий), или — поручить решение этой задачи напрямую Кнессету. При этом неудача в создании израильского правительства на данном этапе будет означать роспуск Кнессета и автоматическое объявление новых (пятых по счету за последние два года) парламентских выборов.
На фоне однозначного преобладания в Кнессете правых и религиозных партий, углубляющийся в Израиле парламентский кризис кажется особенно диким, не имеющим рациональных и заслуживающих серьезного отношения к себе оправданий.
Это становится особенно очевидным, если проанализировать причины, по которым правые партии… блокируют создание правого правительства.
«Принципы», которыми обе партии, отказывающиеся поддержать правое правительство Нетаниягу «не готовы поступиться», представляют собой — предвыборные обещания Гидеона Саара о «не вступлении в правительство под руководством Нетаниягу» («избиратели, которые ожидают от меня иного, могут за меня не голосовать!» — высокопарно заявил накануне выборов лидер «Новой надежды»). И — категоричное несогласие Б. Смотрича на создание правого правительства, если оно будет вынуждено, за неимением иных альтернатив (см. выше позицию г-на Саара) воспользоваться готовностью «диссидентов», отколовшихся от Объединенного арабского списка, партии РААМ, поддержать в Кнессете правительство Нетаниягу.
Если позиция Смотрича еще рядится в некие «идеологические одежды», то за нежеланием г-на Саара участвовать в правительстве Нетаниягу — нет даже ВИДИМОСТИ принципиальных, идейных соображений. За его позицией — в чистом виде лишь личная неприязнь и личная месть Нетаниягу. Не станем же мы считать «принципами» туманные заявления Саара и его соратников о том что «Нетаниягу — не такой, каким был прежде» и что теперь этот лидер, якобы «опасен для страны» (!).
И это говорится о премьере, который обеспечил Израилю беспрецедентное лидерство в выходе из пандемии, добившись получения Израилем миллионов лучших в мире вакцин. О главе правительства, который заложил основы экономической прочности страны, позволившей Израилю с наименьшими потерями преодолеть этап эпидемиологического кризиса и даже во многом укрепить позиции страны. О человеке, заложившем основы небывалого регионального сотрудничества и т.д.
Эта, презренная и лживая, «принципиальная позиция» Саара, делает практически неизбежным тот сценарий, который категорически не приемлет «идеологически принципиальный» Смотрич.
Отказ от сотрудничества с Нетаниягу лидера «Новой надежды» Г.Саара, предпочитающего отомстить за недостаточно уважительное и внимательное отношение к себе в Ликуде (этот политик когда-то на партийных праймериз с треском проиграл и не получил от Нетаниягу министерского портфеля на предыдущих выборах) за счет интересов и политического будущего еврейской страны — «пример» откровенно низменного и крайне неумного поведения. Чреватого, в том числе — и окончательным политическим крахом партии «Новая Надежда». На выборах, вместо ожидаемых 15-20-ти мест, она получила всего 6. Но… похоже, наслаждение местью побеждает в г-не Caape даже чувство политического самосохранения.
Что же касается «твердого обещания не быть частью правительства Нетаниягу», то получившая 6 мандатов, партия «Новая Надежда» должна решить, какое из нескольких, столь же «твердых» обещаний избирателю она намерена сдержать. Ибо все в нынешней ситуации сдержать — не удастся.
Кроме обещания отказаться от участия в правительстве Нетаниягу, партия с той же «твердостью» заверила электорат, что не станет «участвовать в правительстве, опирающемся на голоса арабских партий» (что практически неизбежно, в случае, если «Новая Надежда» присоединится к правительству левого лагеря!). И — «во имя блага Израиля, ни в коем случае не допустить 5-х выборов» (!).
Что же заставляет партию Саара «забыть» об остальных своих обещаниях, и сосредоточиться исключительно на отказе от вхождения в правительство Нетаниягу?
Все те же низменные соображения личной мести, которые он поставил выше интересов страны.
Позиция Б.Смотрича, блокирующего создание право-религиозной коалиции под руководством Нетаниягу, на первый взгляд, выглядит «более прилично». Сам Смотрич не скупится на самые мрачные «политические прогнозы», в случае, если правая коалиция воспользуется активной или пассивной поддержкой списка РААМ. Эту поддержку Смотрич отождествляет, ни много ни мало — с «уничтожением правых и сионизма» (!).
Притом, что, по последним сообщениям в СМИ, подтвержденным источниками в РААМ, требования этой партии к правому правительству — не включают те элементы, которые, например, содержатся в предвыборных обещаниях еврейских левых партий, в том числе, и НДИ (см. на сайте материал «Топтаться на месте — не получится» — 31.07.19). РААМ не требует внести изменения или отменить Закон о национальном характере государства Израиль (за изменения в этом законе ратует как раз, как известно, НДИ).
Отсутствуют в списке требований РААМ и предложения заморозить или отменить и т.н. Закон Каминеца (ужесточающий наказание за незаконное строительство, прежде всего, в арабском секторе).
Следует отметить, что отмена или изменение обеих законов — были и остаются главными политическими требованиями Объединенного арабского списка, без которого, в случае неудачи Нетаниягу, левый лагерь не сможет сформировать коалицию.
Таким образом, торпедируя «по идеологическим причинам» усилия по созданию правого кабинета, Смотрич напрямую толкает страну к полномасштабному отступлению в важнейших для еврейского государства вопросах. При этом единственное, что заботит этого политика — чтобы все это происходило «без его участия», а сам он сохранил бы белизну своих идеологических одежд.
Понятна также и вполне определенная (ожидаемая Смотричем) политическая выгода подобной «принципиальности». Речь — о расширении электоральной поддержки восторженных сторонников «несгибаемого религиозного сиониста» Смотрича. Так же, как и их лидер — не склонных взвешивать все последствия этой «принципиальности».
В качестве главного аргумента, доказывающего «невозможность» опираться на поддержку РААМ, лидеры «Ционут датит» считают отказ лидера РААМ четко и однозначно осудить палестинских террористов-шахидов, борющихся с Израилем. Согласие на поддержку со стороны РААМ они сравнивают с преступным «доверием», проявленным правительством Рабина-Переса к главарю ООП, Ясеру Арафату, вовсе не намеревавшемуся выполнять свои обещания об отказе от террора против Израиля.
Действительно, партия РААМ представляет Южное крыло Исламского движения Израиля (что дает повод Смотричу и его соратником напрямую отождествлять РААМ с ХАМАСом и — обвинять в наивности и глупости тех, кто не готов безоговорочно присоединиться к этой оценке).
Между тем, провокационный (или, в лучшем случае — неумный) характер этих умозрительных построений — очевиден для тех, кто возьмет на себя труд всерьез их проанализировать.
Предположим, что лидеры РААМ не одобряют действия «шахидов» (а вопрос журналистов был спровоцирован как раз намеками на подобное отношение в заявлениях РААМ, вызвавших возмущение в Объединенном арабском списке). Тем не менее — требовать от лидеров исламской партии четко и однозначно осудить «палестинских героев» — равноценно тому, как, например, от Горбачева потребовали бы на самых ранних этапах перестройки четко и однозначно осудить Коммунистическую партию.
Мы, разумеется, далеки от того чтобы идеализировать исламскую партию РААМ и ее избирателей. И прекрасно осознаем границы возможного сотрудничества, как и вполне реальную перспективу резкого изменения политической позиции этой партии (позиция которой, как представляется, во многом зависит от позиции влиятельных арабских стран региона).
Сравнивая отношения с РААМ с безумной ставкой левых на Арафата и его банду, авторы этого сравнения то ли сознательно, то ли в силу неумения глубоко анализировать ситуацию, игнорируют ряд ключевых отличий обеих ситуаций. В случае с Арафатом речь шла о слепой вере в «мирный процесс» и необратимых, либо почти необратимых шагах по передаче территорий в расчете на то, что эта слепая вера оправдается (при этом палестинские «партнеры» получали от Израиля все и сразу). То в нынешней ситуации — коалиция получает критически важную (спасибо г-ну Саару!) поддержку РААМ, не «оплачивая» это ничем другим, кроме выполнения секторальных требований арабской общины (!). При любом развитии событий в дальнейшем коалиция может пересмотреть и эти отношения, заручившись недостающей сегодня парламентской поддержкой со стороны депутатов правого лагеря.
При таком раскладе «карты в руках» остаются у правой коалиции. И лидеры РААМ, судя по всему, предлагая поддержку правому лагерю и Нетаниягу — это прекрасно понимают.
В свете этого, громкие опасения о «смертельной опасности», якобы грозящей правому лагерю и сионизму, выглядят настоящей демагогией.
Один из комментаторов в социальных сетях, Эрнст Бромберг, весьма точно обозначил дилемму, стоящую сегодня перед страной и «принципиальными» правыми.
Приведем этот комментарий полностью:
«Принципы в политике не работают сами по себе. За принципами должна стоять возможность их реализации, иначе это пустая болтовня, а не принципы. А теперь конкретно о нашей ситуации.
Учитывая, что Беннет готов в случае неудачи с коалицией Нетаниягу вступить в коалицию с Лапидом, а вслед за ним и Саар, то этот левый лагерь, включая Мерец, Аводу, Ганца и Либермана получит 58 мандатов и немедленно, не задумываясь, присоединит 6 мандатов Объединенного списка и получит коалицию из 64 мандатов. Они сменят спикера и проголосуют за невозможность Нетаниягу формировать правительство, быть премьером и президентом.
Даже если эта коалиция продержится месяц — они успеют принять этот закон и отменить Закон о национальном еврейском государстве. Все это станет следствием «принципов Смотрича».
В то же время, если быть гибким и думать не о принципах, а о их продвижении — можно немедленно создать коалицию из 59 мандатов, включая Беннета и Смотрича и договориться с РААМ о поддержке извне. РААМ никуда не денется до принятия бюджета и получения денег, а это не менее 3 или 4 месяцев.
За это время правое правительство обеспечит покупку вакцин и закончит борьбу с короной, примет закон об ограничении активности БАГАЦа, разделит полномочия юрсоветника, назначит генпрокурора и главу полиции, примет экономические реформы для быстрого выхода из кризиса. И если потом их-за фокусов РААМ придется идти на 5-е выборы — они будут совсем с других позиций для правых. И Смотрич, может быть, сумеет проводить свои принципы в жизнь, а не просто декларировать их на пустом месте».
Добавить, как говорится — нечего.