Аргентинское танго

Аргентинское танго — это, наверно, самый заразительный танец из всех известных. Какая-то румба или, скажем, ламбада с танго по заразительности не сравнятся. Даже и фокстрот, пожалуй. Слишком он быстрый, не столь чувственный. Но разговор я затеял вообще-то не о танце, а об аргентинском танго в политическом аспекте. Речь пойдет о том замечательном танго, которое на очередных выборах в Аргентине исполнили президент Нестор Киршнер в качестве ведущего и его супруга-сенатор Кристина Фернандес Киршнер в качестве ведомой, о танце, завершившемся эффектным пируэтом, когда ведомая стала президентом, а ведущий в умилении опустился перед ней на колено и поцеловал ручку уже в качестве супруга президента страны. Теперь она поведет в танце, чтобы к следующей каденции так же грациозно вернуть эту роль своему супругу. Пока же он будет при ней главным советником. Аргентина пляшет и радуется, а мне почему-то вспомнилась песенка из далеких нэповских времён. Ее пели на мотив знаменитого аргентинского танго: «Зачем нам, граждане, чужая Аргентина»…

Зачем нам, граждане, чужой аргентинский сценарий решения государственных дел? Стоп, разве этот сценарий — аргентинский? Он ведь, собственно говоря, не аргентинский, а наш родной, отечественный, американский! Действительно, приоритет в идее приватизации президентского кресла и удержания его в своём семейном гарнитуре по праву принадлежит чете Билла и Хиллари Клинтон, а чета Киршнеров эту идею просто перехватила на лету, благо аргентинские условия проведения ее в жизнь оказались для них несравненно более благоприятными, что позволило им провернуть дело быстро и в один приём, не растягивая на годы. К тому же им теперь не нужно даже мебель, посуду и прочие ценности вывозить из президентской резиденции в свой дом, всё остаётся на месте, и никаких неприятностей с журналистами по этому поводу не предвидится, а Клинтонам, помнится, пришлось отбиваться от неприятных вопросов настырных американских журналистов.

Но это пустяки. Согласно прогнозам, Билл Клинтон через год вполне может стать супругом президента США, тогда аргентинская ситуация, хоть и с некоторой задержкой да с транспортными издержками, повторится. Вот уж попляшем тогда на радостях, не так ли?

Не так, предвещает нам другой претендент на пост президента от Демократической партии, сенатор Барак Обама. Он говорит, что президентство Хиллари Клинтон расколет Америку. В ходе предвыборного турне на пути из Чикаго в штат Огайо, еще в самолете, он объяснял журналистам, почему приход к власти Хиллари Клинтон представляет опасность для нации. Затем, уже в штате Айова, он предпринял очередную атаку по «разоблачению брэнда Клинтон», доказывая неспособность госпожи Клинтон решать стоящие перед страной проблемы. По его словам, она работает исключительно на собственный рейтинг и ради него манипулирует общественным сознанием, а что именно она будет делать в случае избрания ее президентом, никто не знает. И он продемонстрировал, как она уходит от ответов на вопросы, волнующие американцев, в частности по программам социального страхования и источникам их финансирования.

Главное же, говорит Обама, Клинтоны не способны объединить Америку, и если Демократическую партию на выборах 2008 года будет представлять Хиллари Клинтон, то повторится неблагополучная ситуация 2000 и 2004 годов, когда страна фактически раскололась надвое. «Я абсолютно убежден, — заявил Барак Обама, — что как представитель нового поколения политиков, говорящего на другом языке, я смогу привлечь на свою сторону независимых и республиканцев так, как это никогда не сможет сделать она». Нетрудно понять, на какие свои преимущества он тут намекает, но они, я думаю, немногого стоят, и на предстоящих дебатах в Демократической партии ему вряд ли удастся затормозить более популярную чету. Так что Хиллари с Биллом, по крайней мере, на праймериз еще, наверно, станцуют своё танго или рок-н-рол. Успех Кристины Фернандес в Аргентине, несомненно, этому поспособствует.

Выборы нового президента США состоятся через год, а в России — еще раньше, в марте 2008 года, и интрига там завернулась покруче нашей. Владимир Путин пообещал, что на третий срок не останется и Конституцию под себя менять не будет. Главное, что пообещал он это Западу, доверием которого дорожит. Пообещал, может быть, опрометчиво, но слово — не воробей.

Между тем внутри страны продолжаются призывы к нему наплевать на всё и оставаться президентом. Верх подобострастия проявила «банда четырёх», как на китайский манер можно было бы назвать компанию в составе Никиты Михалкова, Зураба Церетели и еще двух менее именитых их коллег — Таира Салахова и Альберта Чаркина, опубликовавших в «Российской газете» (а это, как известно, официоз, лишь бы что и от кого угодно не публикующий) довольно корявое по стилю, зато неумеренно льстивое открытое письмо к Путину с нижайшей просьбой оставаться президентом. Подписали они это письмо от имени «десятков тысяч художников и деятелей отечественных культуры и искусства», «от имени всех представителей творческих профессий в России», а также и от «авангарда всей российской молодежи, которая серьезно относится к будущему России, немыслимому без Вас как президента нашей страны».

В ответ на эту публикацию сотни творческих работников публично отмежевались от «письма четырех», оценив его не только как акт лизоблюдства, но и как антиконституционную провокацию. Протестующие требовали опубликовать их обращения в «Российской газете», но безуспешно. Процитирую открытое письмо президенту, подписанное несколькими десятками авторитетных деятелей культуры, среди которых Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Мариэтта Чудакова, Василий Аксенов, Нателла Болтянская, Александр Гельман… (извините, всех здесь не перечислить): «Несколько дней назад от имени якобы «всех представителей творческих профессий» Вас призвали нарушить Конституцию и остаться президентом на третий срок… Сообщаем Вам, что подписавшим это обращение Никите Михалкову, Зурабу Церетели и другим никто не давал права представлять все сообщество деятелей культуры. Уже то, что они себе это позволили, — факт возмутительный…

Такое обращение бросает тень не только на тех, кто его подписал, но и на Вас как президента, за годы правления которого восстановились, к сожалению, многие проявления столь характерного для советских времен культа любого кремлевского властителя… Вы не можете оставаться главой государства. И не должны, на наш взгляд, выстраивать на глазах у всей нации хитроумные комбинации ради того, чтобы остаться у руля. Это унижает Россию и ее граждан».

На канале НТВ в программе «К барьеру» Никита Михалков в дискуссии с писателем Виктором Ерофеевым пытался оправдать свою позицию, но по результатам голосования телезрителей потерпел сокрушительное поражение. Комментарий журналиста Леонида Радзиховского: «Михалкову нужен «царь стабильности», царь, охраняющий его имение, его феодальные привилегии». Потому он и подписал письмо, составленное, судя по всему, в Российской академии художеств, где Церетели президент, а Салахов вице-президент. Но уж очень неприлично было бы Путину поддаться теперь на уговоры этих и им подобных льстецов, так что президентом России в марте 2008 года все-таки станет, наверно, кто-то другой.

Кто же? Заглянул на сайт «Выборы-2008». «По данным независимого опроса Интернет-аудитории, — читаю там, — более половины респондентов считают новым преемником Виктора Зубкова… Роль господ Медведева и Иванова на политическом небосводе постепенно сходит на нет… Who is мистер Зубков? Этот вопрос был задан нашим согражданам и согражданкам, и что мы в итоге получили: Виктор Зубков — будущий президент. «Президент намекнул — мы намек поняли», — так рассуждает каждый второй опрошенный нами респондент».

Речь идёт, очевидно, о намеке, прозвучавшем на съезде «Единой России», где Владимир Путин согласился с предложением возглавить правительство России, когда истечет его второй президентский срок, но при этом одним из двух условий своего согласия назвал избрание президентом такого человека, «с которым можно было бы работать в паре». Человек, с которым он может работать в паре — это недавно им назначенный глава правительства Зубков. Так многие и поняли, что в президенты Путин на некоторое время проведет Зубкова, чтобы потом сменить его на этом посту, не меняя Конституцию, которая не допускает третий президентский срок подряд, а с каким-то перерывом — пожалуйста.

А вдруг Зубков, став президентом, заартачится и уходить не захочет? Это сейчас он скромный и послушный, но мы же знаем, как может изменить человека власть! Поэтому в кругу обозревателей возникли ожидания того, что Владимир Путин, пока он президент, постарается подготовить себе на будущее какие-то гарантии. Например, останется главнокомандующим Вооруженными силами России, иначе говоря, речь пойдет о временном (пока он не вернется на президентский пост) перераспределении полномочий между президентской администрацией и правительством. Это можно было бы провести через Думу и Совет Федерации на какой-то срок с возможностью его продления по мере надобности. Логичная мера предосторожности? По-моему, вполне логичная.

Но вот на президентском сайте появляется информация: «Владимир Путин заявил, что не намерен добиваться перераспределения властных полномочий между президентом и правительством». И датирована она 29-м октября, то есть назавтра после победы аргентинской красавицы Кристины Фернандес Киршнер. Совпадение, наверно, случайное, но выскажу по этому поводу неординарное суждение.

Почему теперь все взгляды устремлены на Виктора Зубкова? Разве он единственный человек, с которым Владимиру Владимировичу после ухода с поста президента «можно было бы работать в паре»? А почему бы не вспомнить, наконец, о более близком ему человеке, несомненно, более надежном, чем Зубков, о человеке, с которым он «в паре» уже, наверно, с четверть века, — о его супруге Людмиле Александровне Путиной?

В Аргентине можно, а в России нельзя? Это почему же? Нестору Киршнеру, предложившему в президенты свою супругу, электорат пошел навстречу, так разве рейтинг Путина в России меньше? Да стоит только ему предложить ее в качестве своего преемника на посту президента, народ возликует, за обоснованием дело не станет, мигом будут представлены ее достоинства (а она, между прочим, владеет немецким, испанским и французским, да и русский язык у нее чище, чем у супруга), телевидение и все СМИ включатся в пропагандистскую кампанию, и как только ее имя окажется в списке соискателей рейтинга, она, образно говоря, за пояс заткнет Зубкова, не говоря уже об Иванове с Медведевым. И будет избрана. Михалковы вместе со всеми алчущими «России, которую они потеряли», возрадуются: Путин не уйдет и спокойно будет править до следующих выборов, а потом еще и еще, к тому же Россия получит шанс обрести новую династию (у правящей четы две дочери с подходящими именами — Мария, ей 22 года, и Екатерина, на год младше).

«Всё больше женщин становятся во главе того или иного государства. Всё меньше это кого-то удивляет», — таков типичный сегодня комментарий. Однако новое веяние вовсе не в том, что они женщины, а в том, что они жены действующих президентов! Именно поэтому Киршнеры своим «аргентинским танго» впечатлили мир. Их успех многих может вдохновить. Известно ведь, что дурной пример заразителен.

P. S. Статья была уже готова к отправке в редакцию, когда я, пошарив по Интернету, совершенно случайно обнаружил, что с идеей выдвижения Людмилы Путиной в президенты России я опоздал. Оказывается, ее кандидатура была выдвинута депутатом Дубовской районной Думы Волгоградской области Анатолием Беевым несколькими месяцами раньше. «Сторонники депутата Беева, — сообщает корреспондент «Независимой газеты» из Волгограда, — уверены, что их идея будет поддержана в стране». «Наша мысль ясна — говорится в пресс-релизе волгоградских «людмило-путинцев». — Навряд ли найдется идиот, который будет ее оспаривать. Никто же не выступит против Путиной. Это почти то же самое, что «наехать» на Путина. Да и сам Путин оценит столь ценное предложение. Ведь сохраняется не только преемственность, а вообще всё. Да и в трудную минуту Путин всегда будет рядом с Путиной. (Как и Нестор Киршнер рядом с Кристиной в качестве главного советника, добавлю я — С. И.)… А главное, народ будет доволен. Ведь все же понимают, что между Путиным и Путиной особой разницы нет. Правда, есть один нюанс: у Путиной может быть рейтинг выше. Но это делу не помеха. Успехам близких надо радоваться, а не завидовать».

К освещению волгоградского феномена подключилась также «Ленинградская правда», сообщившая, что «жене главы государства уже направлено письмо с просьбой дать согласие баллотироваться в президенты. Ответа пока не последовало. Однако сторонники президентства Людмилы Путиной не отчаиваются». А вот цитата из письма: «Людмила и Владимир Путины — для нас одно целое… Мы вообще не представляем, как мы будем жить без Путина. И в данной ситуации есть только один выход: Вы вместе с Владимиром Владимировичем будете продолжать намеченный курс»…

«Зачем вам, граждане, чужая Аргентина?» — неровен час, и Россия следующей весной тот же киршнеровский трюк покажет. Кроме соображений нравственного порядка, никаких реальных препятствий такому ходу событий не вижу.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора