Приостановка работы правительства (Government Shutdown) стала верным средством давления исполнительной власти на законодательную, когда двум ветвям нашей власти не удается согласовать федеральный бюджет. При президентах Форде и Картере было по 6 частичных «шатдаунов», которые продолжались в течение 8–18 дней в основном из-за спора о финансировании абортов, при Рейгане произошло 8 полных «шатдаунов» длительностью от 1 до 3 дней из-за дефицита бюджета, а при Буше-старшем одна приостановка на четыре дня. При Клинтоне правительство «остановилось» на 5 дней в 1995 и на 21 день в 1996 году, а при Обаме правительство не работало с 1 по 17 октября 2013 года из-за его реформы здравоохранения, которую прозвали «Обамакер».
При президенте Трампе споры о бюджете, а точнее, о финансировании иммиграционных программ, включая строительство стены вдоль южной границы, привели к «шатдауну», который продлился 69 часов с 20 по 22 января 2018 года. С тех пор эти споры между законодателями-демократами и республиканцами не решились, и Трамп пригрозил Конгрессу двадцатым «шатдауном» в полночь на 22 декабря. Это значит, что с 22 декабря примерно 400 тыс. федеральных служащих лишатся зарплаты и примерно 350 тыс. останутся без работы. Работу продолжат те, кого сочтут необходимыми, но им заплатят за это ретроактивно, то есть по завершению «шатдауна». Такими станет большинство сотрудников федеральных спецслужб, судей и прокуроров, а также министерств обороны и внутренней безопасности. Федеральная комиссия по ценным бумагам остановит расследования, за исключением «защиты недвижимости», а Национальные парки продолжат работу, хотя большинство работников останутся дома, и подбирать окурки и объедки будет некому.
Как написала 11 декабря обозреватель газеты The Washington Post Дженнифер Рубин, «первое правило боев за «шатдаун» гласит: никогда не говорить, что вы за «шатдаун». «Избирателям эта мера не нравится, и они считают остановку работы правительства признаком его некомпетентности и излишней злобностью правящей партии. А поскольку республиканцы пока контролируют обе ветви власти, их и обвинят в «шатдауне», что президенту Трампу нужно меньше всего, хотя он на этом настаивает. «Именно так, — написала Дженнифер Рубин, — он повел себя во вторник, несомненно, на радость демократов, которые пытаются убедить американцев, что Республиканская партия не умеет управлять страной.
Во вторник президент Трамп и вице-президент Пенс встретились в Овальном кабинете Белого дома с лидерами демократов обеих палат Конгресса — Шумером и Пелоси. Встреча транслировалась телеканалами, включая Fox News справа и CNN слева, и наблюдатели из числа тех, что пограмотнее, углядели в ней признаки сюрреализма и абсурдизма. Как написал вашингтонский корреспондент газеты The New York Post Боб Фредерикс «обычная фотосессия встречи в Овальном кабинете с лидерами демократов превратилась в реалити-шоу, где президент Трамп сердито грозил «шатдауном», если Конгресс не даст деньги на строительство долгожданной пограничной стены». На встрече также присутствовали дочь президента Иванка с мужем Джаредом Кушнером и советник президента Стивен Миллер, но они с вице-президентом Майком Пенсом тихо сидели в стороне и в беседу не вмешивались.
«Все просто, стена, как ты считаешь, Чак?» — задушевно спросил Трамп, и сенатор Чак Шумер сухо ответил: «Это называется финансировать правительство». Трамп рассмеялся и продолжил разговор о стене, «значительные части» которой уже построены. После того, как он обругал «караваны» мигрантов у нашей южной границы, беседа коснулась того, нужна ли стена вообще, и хватит ли Трампу сторонников стены в Конгрессе. Президент, которому это политически нужно меньше всего, повторил, что, в случае упрямства демократов, он без колебаний объявит «шатдаун», дважды оговорившись, что не пошел бы на это, если бы небезопасность нашей границы.
Будущий спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси назвала это «к сожалению, винтовой лестницей, ведущей вниз», и предсказала, что Трамп не выиграет. Оба лидера демократов в Конгрессе согласны оплатить постройку пограничного сооружения, но не бетонной стены, на которую президент просит 5 млрд долларов, а проволочного забора за 1,375 млдр. «У вас Белый дом, у вас Сенат, у вас Палата представителей и у вас голоса», — сказала президенту Пелоси, имея в виду, что при таком раскладе Трампу незачем прибегать к «шатдауну» в полночь 21 декабря. «Нет, — ответил ей президент, — у нас нет голосов, потому что в Сенате нам нужно 60. Проблема в Сенате, где нам нужны 10 голосов демократов, а их нет».
Оба лидера находятся под давлением демократов Конгресса, особенно либералов Палаты представителей, оживших после победы на минувших промежуточных выборах. Самой Нэнси Пелоси тоже нужен не компромисс с Трампом, а поддержка однопартийцев для утверждения ее спикером Палаты представителей с января нового года. После встречи в Овальном кабинете Пелоси сказала репортерам, что обещанного Трампом «шатдауна» можно избежать, и что это совсем не нужно Америке в нынешнее время «экономической неопределенности, когда люди теряют работу, рынок в унынии и так далее». Откуда 78-летняя Пелоси взяла это, для меня загадка, но с колокольни врагов Трампа ей виднее. Возможно, она имела в виду государственных служащих, которые потеряют работу на время «шатдауна». Это был уже театр абсурда, и после встречи с Трампом Пелоси назвала ее «дикой», а вице-президент Пенс «искренней». Наверное, правы оба.