В манхэттенском федеральном суде подходит к концу процесс россиянина Раджена Шулаи, которого ФБР называет вором в законе, а российские СМИ — «Ражденом Питерским», «смотрящим» грузинской мафии в Санкт-Петербурге и покровителем боксера Николая Валуева.
Щуплый лохматый Шулая, который смотрится моложе своих лет и напоминает не законника из кино, а интеллигентного еврея, говорит по-русски с заметным грузинским акцентом и смотрит на мир сквозь большие очки, замена которых вызвала оживленную дискуссию в первый день процесса. «У него что — астигматизм? — спрашивала судья Кэтрин Форрест после того как присяжные разошлись по домам. — Близорукость, дальнозоркость?». Она отметила, что последнее слово по поводу модели шулаевских очков останется за охраной, которая, как я понимаю, не жалует стекло и оправу, годную на заточку.
Два дня спустя адвокат вручил Шулае две пары больших очков, через которые тому лучше видны вещдоки, проецирумые на экранах юной подрядчицей прокуратуры. Она сидит спиной к залу за одним столом с двумя агентами ФБР, разрабатывавшими Шулаю, и двумя прокурорами по имени Эндрю. Один большой экран укреплен справа на стене зала, а множество маленьких стоят на столах и в ложе присяжных, при входе и выходе которых все, кроме судьи, должны вставать.
41-летний Шулая был арестован в июне прошлого года в Лас-Вегасе по нашумевшему делу, по которому привлечены в общей сложности 33 человека, в основном с грузинскими фамилиями. Фамилии Лерман, Мельман или Винокуров смотрелись среди них неорганично.
Обвиняемых было так много, что зимой судья Форрест разбила их на семь групп и планировала судить в несколько присестов.
Но значительная часть фигурантов со временем сочла за благо признать себя виновными в обмен на обещание прокуратуры просить судью дать им меньше, и число процессов резко сократилось. Такая «усушка и утруска» происходит в США почти всегда. Прокуратура по закону обязана предоставить обвиняемым почти весь имеющийся на них компромат, которого обычно очень много, иначе она бы не стала их арестовывать. Ей всегда есть, кого сажать, так что с бухты-барахты она вас привлекать не станет.
Большинство обвиняемых поначалу уверены, что «у них ничего нет» (расхожая формулировка русских арестантов в Америке), но, ознакомившись до суда с доказательной базой прокуроров, начинают понимать, что «у них» очень много всего, особенно прослушек, и рано или поздно решают сознаться в обмен на снисхождение. Некоторые также соглашаются сотрудничать со следствием. Шутят, что они вступают в кооперативное движение, поскольку следователи называют их «кооператорами». На процессе Шулаи уже выступила целая плеяда кооператоров, уличивших его в избиениях, скупке и продаже краденых сигарет и попытках обманывать в казино игровые автоматы с помощью хитроумного метода, изобретенного компьютерными левшами в России. В данном случае ряды кооператоров пополняются на глазах. Например, в прошлую пятницу прокуроры известили судью, что Зураб Джанашвили, который считался вторым человеком в «Организации Шулаи» и должен был сидеть за столом подсудимых вместе с ее вожаком, но буквально за неделю до этого признал себя виновным, сейчас решил сделать еще один шаг к свободе. Прокуроры обещали, что на днях он даст показания против Шулаи и его подельника кутаисца Автандила Хурцидзе, бывшего чемпиона мира в среднем весе по версии Всемирной боксерской организации (WBO). Как объявили прокуроры, Джанашвили покажет, что Хурцидзе, известный под кличкой Чакуч («Молоток» по-грузински), которая навеяна его внешности, убеждал других бойцов сделаться соратниками и охранниками Шулаи. Во-вторых, Джанашвили покажет, что в 2014 году тщедушный Шулая якобы участвовал в нападении на некоего Тимура, отказавшегося делиться с ним преступными барышами, и раздробил ему челюсть. В-третьих, Джанашвили планировал сократить себе срок показаниями, что в 2014 году Шулая вместе с примерно 20 членами своей организации участвовал в конфронтации с армянской преступной группой в биллиардной у Макдональд авеню в Бруклине. Шулаевцы якобы захватили с собой на стрелку оружие. Причиной стычки было нападение армян на члена шулаевской группировки Автандила Канадашвили. В ходе конфронтации Шулая якобы избил пистолетом своего родственника, который не проявил в ней должного рвения, и предупредил армян, что они имеют дело с вором. В-четвертых, Джанашвили должен был показать, что год спустя Хурцидзе якобы разыскивал группу лиц, которые избили его соратника Гамлета Убилаву, планируя с ними разделаться. В-пятых, он собирался показать, что в 2014 году Шулая якобы приказал группе своих соратников отлупить Николоза Джикию в наказание за воровство, и около десяти человек по очереди ударили того по лицу. Новоиспеченный кооператор также обещал поведать о том, как Шулая описывал свою воровскую коронацию и последующие поездки за границу на сходки воров.
Обвинение также сулит дополнительные показания об избиении Зураба Начкерии и Мамуки Чаганавы и похищении в 2014 году компьютерщика в Лас-Вегасе. Джанашвили обещал показать, что они с Шулаем и другим сообшником продержали потерпевшего несколько часов и в конце концов заставили его отдать файлы с программой для обмана игровых автоматов и деньги. Хотя прокуратура объявила об аресте членов зловещей «Организации Шулаи» с большой помпой, в деле нет трупов, перестрелок и колоритных преступлений, кроме хищения пяти тонн шоколада, породившего кучу шуток. Поначалу пресса сделала стойку на это злодеяние, но оно забылось и на процессе пока не упоминалось. Поэтому я являюсь единственным корреспондентом в зале.
В первый день на процесс пришли послушать вступительные речи стайка молодых стажеров прокуратуры и могучая кучка болельщиков подсудимых, но на второй день стажеры исчезли, а болельщиков, по словам защиты, распугали. Сперва судья громко предупредила их, чтобы они не гримасничали перед присяжными. В понедельник защита пожаловалась, что с болельщиками поговорили эфбээровцы, и те сочли за благо исчезнуть. Оба прокурора и оба эфбээровца, сидящие с ними за столом обвинения, божатся, что ни на кого из зрителей не наезжали, но обещали распросить своих коллег. Судья, со своей стороны, заметила, что, по ее сведениям, кто-то из зрителей в начале процесса пытался запугать свидетеля обвинения. Присяжные этих разговоров не слышат, потому что они ведутся в их отсутствие.
Помимо меня, в зале остаются молодой дальневосточный криминолог Александр Сухаренко, изучающий русскую преступность в Америке, и пригожая девушка Таня, приехавшая в Америку из Тюменской области и создавшая, по ее словам, сайт группы поддержки Шулаи. Это первый такой почин в моей практике.
Сайт razhdenshulaya.com, написанный на корявом английском, висит в сети с прошлого года и в феврале вызвал бурную дискуссию в суде. 13 числа прокурор Эндрю Адамс прислал судье письмо, в котором сообщил, что обвинение недавно узнало о существовании этого сайта и просит обсудить его с защитой Шулаи, поскольку прокуратуру тревожит конфликт между обвиняемым и его адвокатами.
Действительно, на сайте говорилось, что бесплатный адвокат, предоставленный судом Шулае, «не проявляет к его делу интереса», тогда как нанятый им самим платный защитник якобы «берет деньги и исчезает». Дальше адвокаты характеризовались как «не имеющие лицензии, непрофессиональные подонки».
Прокуратуру встревожило, что если Шулая проиграет процесс, то потом он может сослаться на нарушение своего права на защиту и потребовать пересуда, который тоже обойдется в огромные деньги.
(Сухаренко не раз изумлялся, как обстоятельно готовится к процессам американская федеральная прокуратура. Каждый день прокуроры и их помощники поднимаются на 23-й этаж, с которого открывается дивный вид на федеральную тюрьму МСС, находящуюся через дорогу, и выкатывают из лифта 4 больших тележки, доверху набитые толстыми томами документов в черных дерматиновых переплетах.)
Адамс оговорился, что прокуратура пока не знает, имел ли сам Шулая отношение к этому сайту. 22 февраля судья провела специальное заседание по этому поводу и не нашла доказательств того, что Шулая был связан с сайтом своего имени. Сам он также заявил, что доволен своими нынешними защитниками. Засим вопрос был закрыт, хотя и не совсем.
На сайте также говорилось, что Шулая «противоправно задержан властями США», и что, «по мнению многих людей», это произошло по вине «фейковой прессы» и трений между Российской Федерацией и США. Впоследствии прокуроры попросили судью запретить защите говорить присяжным, что это уголовное дело объясняется нынешними трениями между Америкой и Россией. Судья и здесь согласилась с прокурорами. Прокуратура также просила судью запретить адвокатам упоминать во время перекрестного допроса следователей ФБР допущенные теми должностные нарушения. Американская прокуратура обязана заранее предоставлять защите компромат на свидетелей обвинения, который та потом использует для того, чтобы их дезавуировать. Прокурорам очень не хочется это делать, но таков закон. Сейчас я впервые столкнулся с тем, что прокуратуре пришлось предоставить защите Шулаи сведения о прошлых грешках не только своих внештатных кооператоров, но и штатных агентов ФБР. Речь шла о следователях Хэнратти и Ричардсе, которые разрабатывали «Организацию Шулаи», и непоименованном следователе ФБР, который выдавал себя Шулае за торговца краденым по имени Ник. Прокурорам пришлось сообшить защите, что Хэнратти и Ричардс в октябре 2015 года без разрешения распивали спиртное с потенциальным свидетелем по другому делу и потом разъехались по домам на машинах, то есть вели их в нетрезвом виде. Обоих отстранили от работы на 15 дней без сохранения содержания. Следователь «Ник», который в жизни выглядит дамским угодником, в 2014 году целовался с кооператоршей, работавшей на другом деле, и был отстранен за это от службы на пять дней. В 2009 году «Ник» поделился с приятелем результатами поиска в служебной базе данных и не удосужился записать в журнале, что воспользовался служебным прибором для выявления наркотиков. ФБР отстранило его на семь дней. «Ника» наказали в 1998 году, когда он без разрешения дал своему стукачу попользоваться телефонной картой, и в 1989-м, когда он посеял блокнот с записями о расследовании. Судья подумала и пошла прокурорам навстречу, запретив адвокатам пытать следователей по поводу их старых прегрешений. Зато свидетелей обвинения они могут пытать без ограничений.
В следующий раз мы увидим, как это делается.
Фото: Манхэттенский федеральный суд Фото автора