Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the ga-google-analytics domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/forumdai/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the jetpack-backup domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/forumdai/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wp-stats-manager domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/forumdai/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wp-user-avatar domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/forumdai/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the jetpack domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/forumdai/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the tabs-popular-vs-latest domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/forumdai/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wp-tabber-widget domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /home/forumdai/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114 Еврейские могилы Харькова: джунгли позора — Еврейский Мир
«Это леса Камбоджи. Я даже не мог себе представить, что такое возможно на престижном кладбище двухмиллионного мегаполиса Украины. Сюда надо было приходить с мачете, чтобы прорубать себе дорогу среди лиан. У меня ощущения участия в съёмках приключенческого фильма о поисках древнего города, затерянного в дремучих джунглях», — говорит Андрей Мазниченко, одноклассник и крупный бизнесмен, откликнувшийся на мою просьбу о помощи.
Но ищем мы совсем не древний город, а могилы моих дедушки и бабушки, похороненных в 1966-1977 годах. И находимся мы не среди джунглей Индокитая или Амазонки, а в сотне метров от улицы Академика Павлова — одной из главных магистралей Харькова, второго по величине города Украины.
Салтовское кладбище, оно же городское кладбище №3, сегодня располагается возле оживлённой станции метро. Изначально в этом некрополе был выделен большой «еврейский участок», на котором проводились сотни, а может и тысячи захоронений харьковских евреев с конца 1950-х по начало 1990-х годов.
Участок полностью исчерпал свободные места к эпохе массового отъезда евреев из распадающегося СССР. Еврейский Исход привёл к тому, что дети и внуки очень многих из похороненных здесь харьковчан живут сегодня в США, Израиле, Германии, Канаде или Австралии. Потомки, находясь далеко от могил предков, не в силах регулярно навещать места захоронения своих близких.
От последнего посещения этого кладбища моим отцом, живущим, как и я, в Израиле, прошло почти восемь лет. В 2015 году отец приехал навестить могилы своих родителей — ..и не нашёл их вообще. Как это могло случиться на цивилизованном городском кладбище? А вот как.
Новый директор кладбища сказал, что его предшественники «утеряли» все учетно-регистрационные книги, поэтому не сохранилось никаких данных о захоронениях тех лет. Отец с трудом шёл по рядам еврейского участка, натыкался на непроходимые заросли вместо дорожек, видел рухнувшие на могилы деревья, разбитые надгробия. Жутко расстроенный, он вернулся ни с чем в Израиль.
В 2016 году я обратился к знакомой-юристу, которая близка к городскому руководству Харькова. Она приехала на кладбище и пыталась воздействовать на его сотрудников единственным именем, которое вызывает пиетет у муниципальных служащих Харькова — именем мэра Геннадия Кернеса. Впустую. Работники кладбища сказали, что обыскали весь участок и не нашли могилы моих предков.
В августе 2017 года я решил прилететь на поиски сам. Причем особой надежды у меня уже не было. Особенно после рассказов очевидцев о заброшенном состоянии еврейского участка и о продаже мест старых захоронений под новые могилы.
Но увиденное превзошло самые страшные ожидания.
Мы с Андреем пытаемся прочёсывать параллельные ряды могил на небольшом расстоянии, но не видим друг друга — мешают буйные заросли. С трудом протискиваемся через деревья и кустарники, натыкаемся на непроходимые тупики поваленных стволов и колючих лиан, которые режут руки. Узкие проходы между рядами могил через каждые пять метров обрываются, упираясь в зелёную стену высотой в несколько человеческих ростов.
Это нельзя назвать человеческим кладбищем европейского города. Это действительно джунгли Камбоджи, поглотившие захоронения харьковчан.
Среди ржавых оградок возвышаются груды обломков, которые в прошлые десятилетия были надгробиями евреев Харькова. Многие имена уже невозможно опознать. Останавливаюсь у одной покосившейся оградки, вытаскиваю из обломков обожженную табличку, очищаю её от грязи и копоти, и вижу имя — «Самбурская Рейзя Пинхусовная, 1882-1967». Никто и никогда больше не найдет места её захоронения.
Кое-где между могилами валяются под ногами использованные шприцы — наркоманы явно используют это тихое место вблизи оживлённой магистрали, торговых центров и метро. Пока мы идём по участку, двое криминальных типов громко обсуждают среди могил свои дела — вероятно, продают наркотики, скрытые непроходимой чащей деревьев в двадцати метрах от нас.
Я обхожу могилы ряд за рядом, выискивая известную мне по фотографии оградку дедушки и бабушки. Бесполезно. Вижу перевёрнутые или упавшие надгробия, треснувшие постаменты, массивные деревья, пробивающиеся прямо из разорванных могил. Неудача, пора двигаться к выходу..
Натыкаюсь на зелёный купол переплетённых лиан дикого винограда трехметровой высоты. Я не в диком лесу — это заросли посреди ряда могил, которые полностью скрыты стеной зелени. На всякий случай раздвигаю лианы руками.
В фильмах об Индиане Джонсе в этот момент герой обычно видит проход в древний город. Я же вижу в гуще ветвей надгробие с фамилией моих предков и их фотографиями на камне. Сердце замирает — не упустить бы удачу. Перечитываю надписи сквозь густые ветви — да, это мои дедушка и бабушка!
Андрей говорит, что именно плотные лианы, которые сплелись над памятником, сохранили его от снегов и рухнувших деревьев. И конечно, никакие работники кладбища не могли бы найти его — надгробие было наглухо запаковано в глубине огромных зарослей.
Делаем с Андреем точную геолокацию, фиксируем ориентиры для нахождения этих могил в следующий раз. Ощущение гордости внука, который вновь нашёл своих родных. Чувство, что сделал что-то очень важное для упокоения их душ на Небесах.
Но сколько же могил остаются на этом участке разгромленными, неухоженными, заваленными и заросшими!
Как спасти еврейский некрополь от окончательной деградации и исчезновения?
Во-первых, разъехавшиеся по миру потомки евреев Харькова физически не могут следить за захоронениями предков без помощи местных «кадров». Во-вторых, нынешняя еврейская община города могла бы взять благоустройство еврейского кладбища как важный проект — возможно, с привлечением волонтёров, старшеклассников еврейской школы №170 и студентов харьковских вузов.
И в-третьих, нынешняя катастрофическая ситуация на кладбище — это прямая зона ответственности городских властей. Оставляю за скобками печальный вопрос: как вообще может быть такая дикость и запущенность на еврейском кладбище в современном и красивом городе, которым — кстати, — руководит мэр-еврей?..
Нужно ликвидировать природный хаос, спровоцированный человеческим бездействием, равнодушием и ленью. Надо вырубить деревья и лианы среди могил и рядов, очистить от бурной растительности проходы, заново переписать и зарегистрировать компьютерно все могилы этой «еврейской Камбоджи» харьковского разлива. Пора выкорчевать эти кладбищенские джунгли позора. Евреи Украины, Иудаизм, похороны, Украина
Шимон Бриман - израильский журналист и историк. Закончил Исторический факультет Харьковского Национального Университета им.Каразина (М.А.History, 1993) и специализировался на исследованиях истории евреев Украины, Российской империи и СССР. С 1996 года живет в Израиле. Как журналист опубликовал несколько тысяч статей в популярных средствах массовой информации Израиля, Украины и США, и также десятки статей в научных журналах. Автор большой статьи "Харьков" в Краткой Еврейской Энциклопедии (Иерусалим). Особое внимание уделяет изучению и освещению в СМИ украинско-еврейских отношений и современного сотрудничества между Украиной и Израилем. Выступает экспертом по Украине на страницах ведущей англоязычной газеты Израиля "Jerusalem Post" и на Девятом канале ТВ Израиля.
15 thoughts on “Еврейские могилы Харькова: джунгли позора”
Вообще-то те же внуки, разбросанные по миру, могут приехать и заказать новые памятники своим близким, пожертвую один отпуск на благое дело. А заодно, уж поверьте мне на слово, заплатив 20-25 долларов местному, он уберет и очистит от зарослей могилу и спасибо вдогонку кричать будет. Ау, внуки покоящихся на этом кладбище!!
Позор тем, кто не следит за могилами СВОИХ родственников ! У всех есть друзья и соседи. Хотя бы раз в год приходили и убирали.
Шимон Бриман,Вы как журналист и историк, великолепно написали статью.Ну если Вы такой правильный, уважаете свой народ,гордитесь им,то почему же Вы покинув страну в 1996г т.е. примерно в 26 лет, а сейчас Вам около 47,,не приезжали к своим родственникам на могилу.Поверьте,кто чтит память родственников,тот и приезжает, И не надо хаять директора кладбища и т. Д., за могилой своих предков должны ухаживать Вы,либо знакомые, либо родственники «седьмая вода на киселе»,которые остались в жить в Харькове,или же как раньше было сказано заплатив кому — нибудь.
Вообще-то даже не обязательно приезжать. Обычно в таких случаях нанимают кого-нибудь для ухода за могилой. Он все делает и пришлет фото. И получает в ответ денежный перевод. Мне родственники в Борисове (Белоруссия) рассказывали, что у них там многие этим зарабатывают.
У нас остались в Одессе самые любимые и дорогие люди — мои мама и папа, и бабушка. Со стороны мужа — бабушка и тетя. За их могилами ухаживает моя близкая школьная подруга. И после каждого посещения высылает нам фото. Она делает за нас и для нас святое дело, и мы благодарны ей за это и помогаем ей чем только можем.
В тексте ясно написано: даже проходы между рядами могил заросли деревьями и лианами. А это — точно зона ответственности городских служб. Общий бардак и разгром на этом участке — также вина руководства кладбища. У десятков могил там просто физически нет тех, кто бы мог о них позаботиться. Что не оправдывает городские власти за хаос и дикий лес на кладбище.
Я бы с радостью ухаживал за могилой моих предков (или нанял для этого местного жителя), но весь еврейский район Салтовского кладбища превратился в лес. Нет проходимых рядов, везде дикие заросли, мусор, обломки плит. Вот это — точно обязанность муниципальных властей поддерживать там порядок.
На том участке лежат те, чьи дети и внуки уехали в далёкие страны. Часть потомков тоже умерла (за границей), не всегда есть кому следить за могилами в Харькове. Но проходы между рядами, превратившиеся в дикие джунгли — это уж точно обязанность городских властей. К десяткам могил просто нельзя подойти — дорожки завалены буреломом или зарослИ деревьями/высоким кустарником.
Кладбища в Европе работают так: по прошествии определённого времени бесхозные могилы аннулируются, а на их месте появляются новые захоронения. Но это происходит только тогда, когда и сами захоронения изначально делались при подписании условий: «не плАтите 10 лет — выкидываем останки и хороним на этом месте других». Все советские захоронения делались не на таких условиях. Участки могил — вечно неприкосновенны. Если только власти не решают по какой-то причине снести/переместить всё кладбище куда-то в другое место. В любом случае, оставив в стороне тему могил, чистота и проходимость рядов на кладбище — это обязанность не частных лиц, а городской власти в лице администрации кладбища.
Шимон Бриман держит табличку, на которой 2 даты: 1882-1967 г.г., и там много таких, кто вернулся из эвакуации, чьи потомки, если и были, то тоже умерли, и там же похоронены. Там есть могилы, где похоронены семьи. Возможно, кто-то и платит кому-то «за уход за могилой» на этом участке кладбища, и такое может быть… А обвинять тех, «кто уехал и не поручил соседям», и возможно, умер или не в состоянии приезжать или некого попросить ухаживать за еврейской могилой в Харькове, по меньшей мере — глупость …
По моему репатриантскому опыту, вижу широчайший диапазон отношения к могилам предков — от периодического личного посещения до найма для ухода местных жителей и до полного забвения. Думаю, что все-таки, это дело сугубо личное, связанное, в значительной мере с реальными материальными и прочими техническими возможностями и не может быть предметом обсуждения, а тем более — осуждения. В конце концов, сколько раз за 2000 лет галута мы перемещались с места на место? И, полагаю, не всегда забирали своих мертвецов, о чем мечтал «великий» фаллостынский поэт Дервиш, которого левачьё заставляло изучать в наших школах. Поэтому, думаю, евреям, выбравшимся из галутов, следует потихоньку переориентировать свое внимание со все более становящихся недоступными могил близких предков на могилы праотцов и предков нашего народа, именно, нашего народа, в лоне которого мы и продолжаем жизнь и воспроизводим ее по заповеди Создателя. Когда я вижу в Иерусалиме, в Кидронской долине кладбище, в самом низу которого похоронен Авшалом — сын царя Давида, а в верхних рядах — современные захоронения, понимаю — вот они — мои предки… Вот оно, мое кладбище. Что касается претензий автора к городским властям юдофобской гойской страны? А чего от них еще хотеть? И претензии к родственникам, приехавшим из-за границы и не имеющим возможности, выкорчевать лес на месте могил? Это работа техническая, требующая внимания и затрат городских властей. А им это надо? Своих проблем полон рот. Просто тошнит от комплекса окаменевшей жены Лота, которая, вроде бы, ушла вперед от прошлого обитания, но шею может держать лишь повернутой на 180 градусов. Мое предложение простое: выясните еврейские даты смерти своих родственников и зажгите в тот день суточную свечу и прочтите (или пусть ваши мужики) кадиш по ним. По-еврейски, короче говоря.
100% правда, Ривка! Именно так! Мы ухаживаем за могилой моей тещи в Черновцах. Платим, ремонтируем. Но возможности , конечно , ограничены. Кроме того, на памятнике, в Бруклине, где похоронен отец жены, умерший уже в Америке, написано: В память о … стоит имя тещи. Она не забыта. Так делают многие. Молитва , свеча и камешек. Вот и все.
На третьем году нашей жизни в Иерусалиме случились у нас первые похороны на Земле Праотцев. В Ташкенте тогда было ее достаточно нестарой родни, что посещала и ухаживала тамошние наши родные могилы. И вот, наши родственники, тогда — туристы из Узбекистана, привезли в Иерусалим пакетик земли, набранной там от родных могил. И мы захоронили его в нашей иерусалимской могиле. И, читая около нее кадиш, упоминаем тех, чей символический прах перенесли на Родину. А вот, от предков и родственников, похороненных до 30-х годов прошлого века на Украине, в Польше, о которых мы уже толком ничего и не знали..?
Вы очень хорошо написали о том, что евреи, перемещаясь, (а чаще, спасаясь бегством, как это было в ВМВ), оставляли могилы своих близких. Моя бабушка умерла в эвакуации и похоронена в Ташкенте. После войны мама с сестрой ее могилы там не нашли. И ваше предложение зажигать в день смерти памятную свечу или читать кадиш (мужчины) по ним очень актуальное.
Шимон Вы хороший литератор, но к сожалению, Вы нерадивый внук. Оправдываясь перед своим отцом, вы пытаетесь свалить свою вину на других. Интересно, когда нашли могилы своих предков, вы договорились с кем то, что бы могилы убирали, или опять будете говорить о волонтёрах-школьниках?
То есть вы прекрасно знаете, что это за кладбище, что оно уже в 80-90-е годы (или даже еще раньше было закрыто для захоронений), было запущено и, если что-то убирали в одном месте, то мусор (ветки, венки, цветы, листья) сваливали на аллеи, на чужие могилы, на проходы между могилами, те, кто за деньги там убирал. Ваше ерничанье, а по-простому — злобствование в данном случае неуместно. Прочитайте внимательно статью и посмотрите на фото.
Уважаемая, Ривка ! Спасибо за умный коммент — вы всё сказали правильно. Важно, чтобы мы НЕ ЗАБЫВАЛИ наших ушедших родных, сохраняя память о них в своём сердце. А, если кому-то удалось ещё привезти щепотку родной земли, то и слава Богу ! ——————————————————————————————————————————- Уважаемый, Шимон Бриман ! Мне больно читать ваш крик-статью, и больно писать об этом, потому что на одной из ваших скорбных фотографий, я узнал … … … могилу своего отца. В последний раз я был в Харькове (живу в Германии с 1991-го) летом 2007 года. Пришёл на это самое кладбище — картина была ни чуть не лучше. Памятник отцу был … конечно завален. Пришел со школьным другом (два немолодых, но мужика, всё-таки), повозились, но порядок навели. Попросил товарища отойти, тяжело было, но прочитал кадиш. Всё. Попрощался с отцом — знаю, что мы с ним ещё свидимся, не здесь … Я знал, что всё ТАК и будет, как вы рассказали . Возмущаться, и что-либо требовать от сегодняшней Украины, БЕССМЫСЛЕННО, тем более, по отношению к еврейскому кладбищу. До тех пор, пока в Украине почитают убийц нашего народа (начиная с Богдана Хмельницкого), любые наши возмущения, призывы к человечности, НИКОГО НЕ БУДУТ ВОЛНОВАТЬ.
Дорогие Друзья. Вы все по своему правы. И в статье Шимона все правда. Весной все зарастает. Падающие после очередного ветра деревья просто падают на памятники и ломают их и ограду. Потом Все. Несколько лет — и из могилы делают свалку и не дай Б-г перепродают. Меня зовут Геннадий и я коренной Харьковчанин. Я уже 3 года, как помогаю находить, убирать могилы, восстанавливать памятники (на всех кладбищах Харькова). Есть потрясающие красивые надгробные плиты и памятники еще 1938 и ранее захоронений с надписями на идише и иврите . Больно смотреть как они пропадают. Но Вы можете указать данные Ваших родственником и я постараюсь их найти, прислать фото и дать свои рекомендации по уборке. Пишите, не стесняйтесь. Это наш долг и заповедь. Моя страница в ФБ http://www.facebook.com/dolgpamyat
Comments are closed.
Notice: ob_end_flush(): failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in Unknown on line 0
Вообще-то те же внуки, разбросанные по миру, могут приехать и заказать новые памятники своим близким, пожертвую один отпуск на благое дело. А заодно, уж поверьте мне на слово, заплатив 20-25 долларов местному, он уберет и очистит от зарослей могилу и спасибо вдогонку кричать будет.
Ау, внуки покоящихся на этом кладбище!!
Позор тем, кто не следит за могилами СВОИХ родственников ! У всех есть друзья и соседи. Хотя бы раз в год приходили и убирали.
Шимон Бриман,Вы как журналист и историк, великолепно написали статью.Ну если Вы такой правильный, уважаете свой народ,гордитесь им,то почему же Вы покинув страну в 1996г т.е. примерно в 26 лет, а сейчас Вам около 47,,не приезжали к своим родственникам на могилу.Поверьте,кто чтит память родственников,тот и приезжает, И не надо хаять директора кладбища и т. Д., за могилой своих предков должны ухаживать Вы,либо знакомые, либо родственники «седьмая вода на киселе»,которые остались в жить в Харькове,или же как раньше было сказано заплатив кому — нибудь.
Вообще-то даже не обязательно приезжать. Обычно в таких случаях нанимают кого-нибудь для ухода за могилой. Он все делает и пришлет фото. И получает в ответ денежный перевод. Мне родственники в Борисове (Белоруссия) рассказывали, что у них там многие этим зарабатывают.
У нас остались в Одессе самые любимые и дорогие люди — мои мама и папа, и бабушка. Со стороны мужа — бабушка и тетя. За их могилами ухаживает моя близкая школьная подруга. И после каждого посещения высылает нам фото. Она делает за нас и для нас святое дело, и мы благодарны ей за это и помогаем ей чем только можем.
В тексте ясно написано: даже проходы между рядами могил заросли деревьями и лианами. А это — точно зона ответственности городских служб. Общий бардак и разгром на этом участке — также вина руководства кладбища. У десятков могил там просто физически нет тех, кто бы мог о них позаботиться. Что не оправдывает городские власти за хаос и дикий лес на кладбище.
Я бы с радостью ухаживал за могилой моих предков (или нанял для этого местного жителя), но весь еврейский район Салтовского кладбища превратился в лес. Нет проходимых рядов, везде дикие заросли, мусор, обломки плит. Вот это — точно обязанность муниципальных властей поддерживать там порядок.
На том участке лежат те, чьи дети и внуки уехали в далёкие страны. Часть потомков тоже умерла (за границей), не всегда есть кому следить за могилами в Харькове. Но проходы между рядами, превратившиеся в дикие джунгли — это уж точно обязанность городских властей. К десяткам могил просто нельзя подойти — дорожки завалены буреломом или зарослИ деревьями/высоким кустарником.
Кладбища в Европе работают так: по прошествии определённого времени бесхозные могилы аннулируются, а на их месте появляются новые захоронения. Но это происходит только тогда, когда и сами захоронения изначально делались при подписании условий: «не плАтите 10 лет — выкидываем останки и хороним на этом месте других». Все советские захоронения делались не на таких условиях. Участки могил — вечно неприкосновенны. Если только власти не решают по какой-то причине снести/переместить всё кладбище куда-то в другое место. В любом случае, оставив в стороне тему могил, чистота и проходимость рядов на кладбище — это обязанность не частных лиц, а городской власти в лице администрации кладбища.
Шимон Бриман держит табличку, на которой 2 даты: 1882-1967 г.г., и там много таких, кто вернулся из эвакуации, чьи потомки, если и были, то тоже умерли, и там же похоронены. Там есть могилы, где похоронены семьи. Возможно, кто-то и платит кому-то «за уход за могилой» на этом участке кладбища, и такое может быть…
А обвинять тех, «кто уехал и не поручил соседям», и возможно, умер или не в состоянии приезжать или некого попросить ухаживать за еврейской могилой в Харькове, по меньшей мере — глупость …
По моему репатриантскому опыту, вижу широчайший диапазон отношения к могилам предков — от периодического личного посещения до найма для ухода местных жителей и до полного забвения. Думаю, что все-таки, это дело сугубо личное, связанное, в значительной мере с реальными материальными и прочими техническими возможностями и не может быть предметом обсуждения, а тем более — осуждения. В конце концов, сколько раз за 2000 лет галута мы перемещались с места на место? И, полагаю, не всегда забирали своих мертвецов, о чем мечтал «великий» фаллостынский поэт Дервиш, которого левачьё заставляло изучать в наших школах.
Поэтому, думаю, евреям, выбравшимся из галутов, следует потихоньку переориентировать свое внимание со все более становящихся недоступными могил близких предков на могилы праотцов и предков нашего народа, именно, нашего народа, в лоне которого мы и продолжаем жизнь и воспроизводим ее по заповеди Создателя. Когда я вижу в Иерусалиме, в Кидронской долине кладбище, в самом низу которого похоронен Авшалом — сын царя Давида, а в верхних рядах — современные захоронения, понимаю — вот они — мои предки… Вот оно, мое кладбище.
Что касается претензий автора к городским властям юдофобской гойской страны? А чего от них еще хотеть? И претензии к родственникам, приехавшим из-за границы и не имеющим возможности, выкорчевать лес на месте могил? Это работа техническая, требующая внимания и затрат городских властей. А им это надо? Своих проблем полон рот. Просто тошнит от комплекса окаменевшей жены Лота, которая, вроде бы, ушла вперед от прошлого обитания, но шею может держать лишь повернутой на 180 градусов.
Мое предложение простое: выясните еврейские даты смерти своих родственников и зажгите в тот день суточную свечу и прочтите (или пусть ваши мужики) кадиш по ним. По-еврейски, короче говоря.
100% правда, Ривка! Именно так! Мы ухаживаем за могилой моей тещи в Черновцах. Платим, ремонтируем. Но возможности , конечно , ограничены. Кроме того, на памятнике, в Бруклине, где похоронен отец жены, умерший уже в Америке, написано: В память о … стоит имя тещи. Она не забыта. Так делают многие.
Молитва , свеча и камешек. Вот и все.
На третьем году нашей жизни в Иерусалиме случились у нас первые похороны на Земле Праотцев. В Ташкенте тогда было ее достаточно нестарой родни, что посещала и ухаживала тамошние наши родные могилы. И вот, наши родственники, тогда — туристы из Узбекистана, привезли в Иерусалим пакетик земли, набранной там от родных могил. И мы захоронили его в нашей иерусалимской могиле. И, читая около нее кадиш, упоминаем тех, чей символический прах перенесли на Родину. А вот, от предков и родственников, похороненных до 30-х годов прошлого века на Украине, в Польше, о которых мы уже толком ничего и не знали..?
Вы очень хорошо написали о том, что евреи, перемещаясь, (а чаще, спасаясь бегством, как это было в ВМВ), оставляли могилы своих близких. Моя бабушка умерла в эвакуации и похоронена в Ташкенте. После войны мама с сестрой ее могилы там не нашли. И ваше предложение зажигать в день смерти памятную свечу или читать кадиш (мужчины) по ним очень актуальное.
Шимон Вы хороший литератор, но к сожалению, Вы нерадивый внук. Оправдываясь перед своим отцом, вы пытаетесь свалить свою вину на других. Интересно, когда нашли могилы своих предков, вы договорились с кем то, что бы могилы убирали, или опять будете говорить о волонтёрах-школьниках?
То есть вы прекрасно знаете, что это за кладбище, что оно уже в 80-90-е годы (или даже еще раньше было закрыто для захоронений), было запущено и, если что-то убирали в одном месте, то мусор (ветки, венки, цветы, листья) сваливали на аллеи, на чужие могилы, на проходы между могилами, те, кто за деньги там убирал.
Ваше ерничанье, а по-простому — злобствование в данном случае неуместно.
Прочитайте внимательно статью и посмотрите на фото.
Уважаемая, Ривка !
Спасибо за умный коммент — вы всё сказали правильно.
Важно, чтобы мы НЕ ЗАБЫВАЛИ наших ушедших родных, сохраняя память о них в своём сердце. А, если кому-то удалось ещё привезти щепотку родной земли, то и слава Богу !
——————————————————————————————————————————-
Уважаемый, Шимон Бриман !
Мне больно читать ваш крик-статью, и больно писать об этом, потому что на одной из ваших скорбных фотографий, я узнал … … … могилу своего отца.
В последний раз я был в Харькове (живу в Германии с 1991-го) летом 2007 года.
Пришёл на это самое кладбище — картина была ни чуть не лучше.
Памятник отцу был … конечно завален.
Пришел со школьным другом (два немолодых, но мужика, всё-таки), повозились, но порядок навели.
Попросил товарища отойти, тяжело было, но прочитал кадиш. Всё.
Попрощался с отцом — знаю, что мы с ним ещё свидимся, не здесь …
Я знал, что всё ТАК и будет, как вы рассказали .
Возмущаться, и что-либо требовать от сегодняшней Украины, БЕССМЫСЛЕННО,
тем более, по отношению к еврейскому кладбищу.
До тех пор, пока в Украине почитают убийц нашего народа
(начиная с Богдана Хмельницкого), любые наши возмущения, призывы к человечности,
НИКОГО НЕ БУДУТ ВОЛНОВАТЬ.
Дорогие Друзья. Вы все по своему правы. И в статье Шимона все правда. Весной все зарастает. Падающие после очередного ветра деревья просто падают на памятники и ломают их и ограду. Потом Все. Несколько лет — и из могилы делают свалку и не дай Б-г перепродают. Меня зовут Геннадий и я коренной Харьковчанин. Я уже 3 года, как помогаю находить, убирать могилы, восстанавливать памятники (на всех кладбищах Харькова). Есть потрясающие красивые надгробные плиты и памятники еще 1938 и ранее захоронений с надписями на идише и иврите . Больно смотреть как они пропадают. Но Вы можете указать данные Ваших родственником и я постараюсь их найти, прислать фото и дать свои рекомендации по уборке. Пишите, не стесняйтесь. Это наш долг и заповедь. Моя страница в ФБ http://www.facebook.com/dolgpamyat