— Можно ли, с точки зрения Торы, заводить детей, если денег в семье едва хватает?
Алла, Россия
— Сначала разберемся в том, что предлагают нам законы и мудрость Торы. Минимальное количество детей, к которому семье следует стремиться (подчеркну слово «минимальное») — два ребенка. Более правильно — минимум, два сына. Еще правильнее — два сына и две дочери. И самое лучшее — если в этом вообще не ставятся какие-либо ограничения. Кроме, разумеется, ситуаций, которые являются следствием реальной оценки состояния здоровья женщины-матери. Подразумевается, как, полагаю, очевидно, возможность выносить ребенка без опасений за ее жизнь.
Иногда, если угроза существует, речь может идти о той или иной продолжительности перерывов между рождением детей (допустим, устанавливается, что должен быть перерыв, продолжительностью не менее трех лет). В каких-то отдельных случаях на основании физического состояния женщины могут сделать вывод, что в дальнейшем беременности для нее нежелательны. Такое решение принимают, как правило, когда супруги советуются с серьезным и мудрым раввином, который, в свою очередь, высказывает свою рекомендацию с учетом заключения лечащего врача.
Однако же Вы спрашиваете — не об этом. Ваш интерес сфокусирован на материальной стороне вопроса. Тут сразу отмечу, что и законы и мудрость Торы, рассматривая различные аспекты темы о рождении детей в семье — вообще не соотносятся с проблемами финансового благосостояния. И никогда не предлагают вносить в этой связи в состав семьи какие-либо ограничения. По очень простой причине.
Материальное благополучие — прямое следствие благословения Небес, которое получает человек (семья). И рождение детей — тоже благословение Небес. И одно может только помогать, но не мешать, другому. Надеюсь понятно, что родители должны прилагать все усилия (реальные и серьезные — независимо от их материального положения!) к тому, чтобы воспитывать детей в здоровой атмосфере. И в физическом, и в психологическом планах. Это означает, что дети должны быть опрятно одетыми, накормленными — простой и здоровой пищей. И что особенно важно — они должны и дома, и вне получать еврейское образование.
То есть усваивать знания в Торе и правила хорошего, достойного поведения. По «списку» того, что мудрость Торы ожидает от родителей, видно, что все это достижимо. Если, конечно же, ставится «во главу угла». А это и должно быть «во главе угла». С другой стороны, отдаю себе отчет в том, что многим евреям, живущим вне Израиля, не совсем понятно, о чем я здесь говорю. Или у них, скажем, укрепилось твердое убеждение, что, в силу обстоятельств, в которых живет их семья, все это им не по силам. Не хочу и не буду с ними спорить.
Только задам им вопрос: если вне Израиля, по их представлениям, такие родительские задачи не осуществимы (и действительно, вне Израиля в достаточной степени полноценное еврейское воспитание, даже при наличии денег, ребенку дать невозможно) — кто и когда сказал, что еврей должен жить вне Израиля? Говорю, разумеется, о том, что в последние 70 лет двери в Эрец Исраэль — открыты перед каждым евреем. Поэтому совершенно неправильно противопоставлять количество детей — материальному благополучию семьи (или даже пытаться каким-то образом связывать эти два фактора между собой). Надеюсь, каждому очевидно, что в этом моем ответе не следует усматривать призыв к бедности и нищете.
В сути его содержания только одно: вне рассмотрения медицинских проблем у матери, нет никаких причин для того, чтобы ограничивать в семье количество детей. И еще раз повторю, что «семейный проект» лучше всего, конечно же, реализовывать на Земле Израиля.
Отвечает рав Элиягу Эссас