Дети и материальные проблемы

— Можно ли, с точки зрения Торы, заводить детей, если денег в семье едва хватает?

Алла, Россия

— Сначала разберемся в том, что предлагают нам законы и мудрость Торы. Минимальное количество детей, к которому семье следует стремиться (подчеркну слово «минимальное») — два ребенка. Более правильно — минимум, два сына. Еще правильнее — два сына и две дочери. И самое лучшее — если в этом вообще не ставятся какие-либо ограничения. Кроме, разумеется, ситуаций, которые являются следствием реальной оценки состояния здоровья женщины-матери. Подразумевается, как, полагаю, очевидно, возможность выносить ребенка без опасений за ее жизнь.

Иногда, если угроза существует, речь может идти о той или иной продолжительности перерывов между рождением детей (допустим, устанавливается, что должен быть перерыв, продолжительностью не менее трех лет). В каких-то отдельных случаях на основании физического состояния женщины могут сделать вывод, что в дальнейшем беременности для нее нежелательны. Такое решение принимают, как правило, когда супруги советуются с серьезным и мудрым раввином, который, в свою очередь, высказывает свою рекомендацию с учетом заключения лечащего врача.

Однако же Вы спрашиваете — не об этом. Ваш интерес сфокусирован на материальной стороне вопроса. Тут сразу отмечу, что и законы и мудрость Торы, рассматривая различные аспекты темы о рождении детей в семье — вообще не соотносятся с проблемами финансового благосостояния. И никогда не предлагают вносить в этой связи в состав семьи какие-либо ограничения. По очень простой причине.

Материальное благополучие — прямое следствие благословения Небес, которое получает человек (семья). И рождение детей — тоже благословение Небес. И одно может только помогать, но не мешать, другому. Надеюсь понятно, что родители должны прилагать все усилия (реальные и серьезные — независимо от их материального положения!) к тому, чтобы воспитывать детей в здоровой атмосфере. И в физическом, и в психологическом планах. Это означает, что дети должны быть опрятно одетыми, накормленными — простой и здоровой пищей. И что особенно важно — они должны и дома, и вне получать еврейское образование.

То есть усваивать знания в Торе и правила хорошего, достойного поведения. По «списку» того, что мудрость Торы ожидает от родителей, видно, что все это достижимо. Если, конечно же, ставится «во главу угла». А это и должно быть «во главе угла». С другой стороны, отдаю себе отчет в том, что многим евреям, живущим вне Израиля, не совсем понятно, о чем я здесь говорю. Или у них, скажем, укрепилось твердое убеждение, что, в силу обстоятельств, в которых живет их семья, все это им не по силам. Не хочу и не буду с ними спорить.

Только задам им вопрос: если вне Израиля, по их представлениям, такие родительские задачи не осуществимы (и действительно, вне Израиля в достаточной степени полноценное еврейское воспитание, даже при наличии денег, ребенку дать невозможно) — кто и когда сказал, что еврей должен жить вне Израиля? Говорю, разумеется, о том, что в последние 70 лет двери в Эрец Исраэль — открыты перед каждым евреем. Поэтому совершенно неправильно противопоставлять количество детей — материальному благополучию семьи (или даже пытаться каким-то образом связывать эти два фактора между собой). Надеюсь, каждому очевидно, что в этом моем ответе не следует усматривать призыв к бедности и нищете.

В сути его содержания только одно: вне рассмотрения медицинских проблем у матери, нет никаких причин для того, чтобы ограничивать в семье количество детей. И еще раз повторю, что «семейный проект» лучше всего, конечно же, реализовывать на Земле Израиля.

Отвечает рав Элиягу Эссас

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора