Продолжение. Начало в № 759
ТОРА О ПОЗНАНИИ МИРА
Тора начинается с книги «Брейшит» («Вначале»), и с этого слова начинается библейский текст. Слово «Брейшит», в свою очередь начинается с буквы «Б» (ивр., «бейт»), следовательно, с этой буквы открывается Библия. Все буквы на древнееврейском языке иврите, на котором и была написана Тора, имеют словесные названия, цифровой эквивалент и записываются знаками строго определенной формы. Эти названия, параметры и форма не случайны — они являются символами определенных понятий, соответствующих каждой букве святого языка.
Буква «Б» («бейт») пишется знаком, форма которого близка к квадрату без левой боковой стороны, т. е. она закрыта сверху, снизу и справа и открыта только слева — вперед по ходу чтения (на иврите пишут справа налево). Слово «бейт» означает «внутри», и оно связано со словом «бина» — «понимание». Сочетание «бейт-бина» с односторонне (вперед) открытой формой означает — человеку дано (доступно) познать только то, что находится внутри, т. е. написано далее с ее открытой стороны, а все, что было до этого (до слов «Вначале…»), человеческому разуму недоступно, и все, что было до возникновения мира (до «Большого взрыва», по современной теории), мы не знаем и знать не будем. Более того, форма этой буквы не только закрытая сзади, но и прикрытая сверху и снизу, указывает, что познание даже следующего за этой буквой текста Торы (и изложенных в ней событий) для человека ограничено внутри определенных уровней, к которым он может непрерывно приближаться, но никогда не перейдет за их пределы: «Мои мысли (замыслы) — не ваши мысли…», — говорит Господь (Исайя, 55:8), и человек не в состоянии познать замыслы Б-га и механизм их реализации. Недаром «Вселенная» на святом языке иврите обозначена словом «олам», которое имеет один корень с понятием «нээлам» — «исчезать, быть секретным» для человека. Именно поэтому Тора (и Вечный Завет в целом) переведены на 1659 языков и наречий, и изучаются уже более трех тысячелетий, но, тем не менее, многие библейские события современным человеком не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. К таким событиям относятся дарование Торы и многие другие, в том числе Шесть Дней Творения мира и человека — от «йом ришон» (иврит — «день первый», по нашей терминологии — воскресенье), до «йом шиши» («день шестой», пятница), а в седьмой день, говорит Тора, Творец отдыхает, и этот день, в отличие от предыдущих, вместо номера имеет имя Шаббат (Суббота), конец недели.
Сегодня уже нет сомнений, что известные нашей науке законы в период сотворения и формирования мира были принципиально иными.
Происхождение мира — «И сказал Бог…»
«Стало очевидно, что сотворение мира совершилось в некий определенный момент времени».
(Поль Дирак, физик, лауреат Нобелевской премии)
«Мир, в котором мы живём и за повседневными заботами его не видим, поражает своей внешней красотой и внутренней гармонией. Он представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Во всей своей необъятности он правильно движется, подобно величественным часам, заведенным великим и искусным мастером. И как при взгляде на часы невольно является мысль о сделавшем и заведшем их мастере, так и при рассмотрении мира в его правильном и стройном движении, разум невольно приходит к мысли о том Виновнике, которому мир обязан своим существованием и дивным устроением».
С этого, на мой взгляд, очень красивого высказывания начинается «Библейская история Ветхого Завета» (А. Лопухин, 1887 г.), которое может быть дополнено фразой каббалиста XVIII века Луццато: «Cама эта гармония является свидетельством единства Творца, ибо только единая воля могла сделать основой природы гармонию». Эта гармония и красота мира выражена в Торе словами: «И увидел Всевышний (закончив сотворение мира), что это хорошо».
Такой мир не мог возникнуть самопроизвольно, по закону случая. По меткому признанию британского астронома, Нобелевского лауреата сэра Фреда Хойла, такая случайность равносильна тому, что «ураган, дунувший на склад металлолома, построит нам «Боинг — 747». Программа возникновения и развития Вселенной, так же, как и программа зарождения и развития человека, заложенная в его генах, не могла возникнуть без программиста, и законы природы — без законодателя. Кто Он, какова Его суть, возможности и образ, как был создан мир и законы его существования и развития?
Продолжение следует