— Я прочитала в одном из Ваших ответов, что разведенные супруги должны свести свое общение к минимуму. Я даже уехала в другой город. Но мой бывший муж требует, чтобы я возила двухлетнего ребенка к нему на шаббат. Но какое это испытание для такого крохи? Как быть, если законы светского государства вступают в противоречие с требованиями Галахи?
И еще: разведенный мужчина (он несчастен, даже если он ничего не сделал для сохранения семьи), его приглашают на шаббаты и на праздники, а женщина, особенно с ребенком, она что, прокаженная?
Хава, Израиль
— Из содержания Вашего письма не совсем понятно, о каких противоречиях между «законами светского государства» и Галахой (еврейский практический закон) идет речь.
Поэтому выскажу общее правило: в любом случае еврею следует руководствоваться Галахой. Другое дело, что рамки закона (в данном случае) определяете не Вы и не Ваш бывший муж, но раввинский суд.
Переехав жить в другой город, вы поступили правильно.
А теперь разберем вопрос, с кем из родителей ребенок должен проводить шаббаты и как это надо организовывать.
Исхожу из того, что и Вы и Ваш бывший муж соблюдаете законы шаббата. В такой ситуации справедливо, чтобы один шаббат ребенок проводил с Вами, другой — с ним. И так — все время, если родители не имели какой-то иной договоренности.
Опыт подсказывает, что лучше всего, особенно зимой (когда шаббат начинается и заканчивается рано), чтобы родитель, который планирует провести шаббат с ребенком, сам приехал за ним, а потом, после окончания субботы, привез его обратно домой. Или же Вы, если у Вас есть такая возможность, в моцаей шаббат (завершение субботы) сами заберете ребенка и успеете возвратиться домой, к примеру, к 19-20 часам.
Летом (в Вашей ситуации) Вы сами можете отвозить ребенка на субботу. Например, Вы доставите ребенка к отцу в пятницу к 14-15 часам, и у Вас останется достаточно времени, чтобы вернуться домой до начала шаббата. А после окончания субботы о возвращении ребенка в дом, где он живет, должен позаботиться его отец.
Не могу согласиться с выводом, который Вы сделали относительно того, что разведенного мужчину приглашают на шаббаты и праздники, а разведенную женщину с ребенком нет.
Здесь нет никакого общепринятого правила. Все зависит от того, насколько продуманно и удачно человек выбрал для себя место жительства и от того, какой образ жизни он ведет.
Если разведенная женщина с ребенком живет в районе, где основная часть населения придерживается еврейского образа жизни (или в непосредственной близости от него), и становится достаточно активным членом сложившейся в этом районе общины (ходит в синагогу, посещает различные занятия и уроки Торы), очень скоро она обнаружит, что у нее появилось много друзей. И ее, несомненно, будут приглашать на шаббатние и праздничные трапезы.
Естественно, определяющую роль в этом играет доброжелательное отношение этой женщины к людям, ее открытость и готовность участвовать в добрых делах.
Вы можете возразить мне, что разведенной женщине трудно выкроить время для посещений синагоги и на то, чтобы заводить новые знакомства. Но и тут с Вами не соглашусь. В мире (а в религиозном особенно) существует такой «институт», как «бебиситерство», когда за небольшую плату девочка 15-17 лет побудет пару часов с Вашим ребенком, предоставив Вам возможность пойти, скажем, на утреннюю молитву.
Есть и иная практика: несколько мам объединяются и поочередно устраивают в своем доме по субботам «утренний детский сад». Остальные мамы идут в синагогу или на урок.
Понятно, что высказанные мной идеи — лишь примеры того, как можно высвободить время для активной общественной и общинной жизни. А главное — они иллюстрируют простую мысль: доброта и творческий подход к жизни могут изменить многое…