Это музыка будет вечной,
Если я заменю батарейки.
«Наутилус Помпилиус»
Если что-то отключилось, не спеши его выбрасывать или чинить.
Может, просто разрядилось, может, просто батарейки нужно заменить.
«Иваси»
Жена уехала в Тбилиси, оставила меня одного на целых девять дней. Родственников ей навестить захотелось, мамочку давно не видела. В общем, я остался в Иерусалиме один. Только по скайпу ее видел в окружении всей своей родни. И все веселятся, пьют, кушают. Нет, я тоже голодный не был. Мне соседка напротив каждый день говядину готовила. Просто «гипс простыни хранил форму ее тела».
Однажды, когда мне стало особенно скучно, испортилась клавиатура у компьютера. Так что я супругу даже по скайпу увидеть не мог. Я не расстроился. Я знал, что испортиться там могут только батарейки. И их надо заменить. Достал батарейки из клавиатуры. Посмотрел, как они вставлены. Купил в магазине точно такие же. Вставил в клавиатуру. Она все равно не работала. Я позвонил мастеру, спросил в чем дело. Он уверял, что я неправильно вставил батарейки. Говорю, у жены три месяца все работало, я вставляю точно также – не работает. Он отвечает: «Там плюсы и минусы. Проверьте, чтобы совпадало». Я проверил – действительно вставлял наоборот. Клавиатура заработала. Как же у жены работало? Я абсолютно уверен, что вставлял точно также. Как же у нее получалось? Хотя чего я про батарейки, умудрилась же она из такого нелюдима как я, сделать человека, которому даже приятны 20-30 гостей каждый шабат.
Я поделился с ребятами из ешивы историей с батарейками. Это же еще не у всякого Бааль Шем Това такие чудеса случаются. Они говорят: Что вы хотите? Ваша история в Талмуде описана. Это про Мар Укву и его жену. Это значит, что когда ваша жена готовит для девочек, она делает это с большим намерением, чем Вы. Или польза от ее действия ощущается сразу. А Вы ведь сами говорили, что Вам «не надо предугадать, как наше слово отзовется».
Придётся привести историю, на которую указали ребята.
Стремление наших мудрецов уберечь честь бедняков, которым не хотелось признаваться даже себе в том, что они бедняки, доходило до самопожертвования:
По соседству с Мар Уквой жил бедняк, которому он ежедневно просовывал четыре зузы в щель под дверью. Однажды бедняк подумал: «Посмотрю-ка я, кто делает мне это добро». В тот день задержался Мар Уква в доме учения и его жена зашла за ним. Когда они увидели, что тот бедняк ждет их у двери и вышел к ним, они побежали от него и спрятались в большой печи, в которой сгребли угли. Мар Уква обжег себе ноги, и жена сказала ему: «Поставь свои ноги на мои! [Мне в этой печи не горячо]».
Кстати, почему жене Мара Уквы было не горячо в раскаленной печи, хотя сам Мар Уква обжег ноги? Талмуд дает этому сверхъестественное объяснение: жену Мара Уквы защитили ее заслуги в выполнении заповедей. Но разве домохозяйка может выполнить больше заповедей, чем прославленный мудрец? Оказывается, да: если она должным образом выполняет заповедь благотворительности, ее заслуги больше:
Мар Уква огорчился [оказывается, у него не хватает заслуг, чтобы не обжечься в печи, а его жену ее заслуги спасают], и она сказала ему: «Я всегда нахожусь дома [и многие бедняки заходят ко мне], и [я даю им готовую еду], польза от которой ощущается сразу».
А зачем они это сделали? Сказал Мар Зутра, сын Тувьи, сказал Рав, а другие говорят – сказал рав Гуна, сын Бизны, сказал рав Шимон Хасида, а другие говорят – сказал рав Йоханан от имени рава Шимона, сына Йохая: лучше прыгнуть в горящую печь, но не опозорить ближнего публично. Из чего мы делаем такой вывод? Из истории Тамар [которая предпочла быть сожженной за блуд, но не опозорить публично истинного виновника – своего тестя Йеуду].
(Берешит раба, 38.)