Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» — и сообщает заповеди, ведущие к этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных после установленного срока; воровать и грабить; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь — своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым — в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего. Нельзя скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки в Эрец Исраэль; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак скорби и делать татуировки. Приведены также повелевающие заповеди: Б-г призывает евреев бояться своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить ближних — евреев и пришельцев (новообращенных); почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за разврат. Евреи должны вести себя свято в семейной жизни; им запрещено подражать другим народам — иначе Б-г изгонит их из страны Израиля. Тора призывает сынов Израиля соблюдать кашрут в еде в знак их отделенности от других народов.
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: “Говори со всем обществом сынов Израиля и скажи им: святы (кдошим) будьте, ибо свят Я, Б-г, Господь ваш”» (Ваикра, 19:1–2).
Существует мнение, что святость — это особое духовно-нравственное состояние, которого могут достигнуть лишь немногие выдающиеся личности. А все остальные, мол, люди грешные, живущие в соответствии с девизом древнеримского драматурга Теренция: «Я — человек, и ничто человеческое (в смысле греховное) мне не чуждо».
Но Б-г дал Моше заповедь святости именно в такой форме: «Говори со всем обществом сынов Израиля». Это значит, что не отдельные личности, а все мы, евреи, можем быть святыми, и не просто можем, а нам велено стремиться к этому.
Разбирая сцену дарования Торы у горы Синай, один из комментаторов обращает внимание на слова: «И весь народ видел голоса». Это значит, поясняет он, что с горы вышел Голос и разделился на огромное множество отдельных голосов. Каждый из присутствовавших, как чуткий радиоприемник, принял внутренней «антенной» предназначенный лично для него «голос» с особым «тембром» и «громкостью». Иначе говоря, один человек понял заповедь «Не убей» в таком контексте: «Не бери топор и не иди убивать». Другой «увидел» эту заповедь иначе: «Если ты нашел мертвое тело на окраине своего города, кровь этого человека на тебе, потому что ты не предоставил ему крова, пищи и достаточной защиты от диких зверей и разбойников, и ты как будто сам убил его». Третий понял те же слова иначе: «Не позорь ближнего публично, потому что, когда кровь отливает от его лица и он бледнеет от стыда и унижения, ты как будто пролил эту кровь, убил его своим языком».
Короче, все мы стояли у горы Синай, все мы получали Тору, но каждый из нас воспринял Голос по-своему, под своим личным углом зрения и слуха, и, значит, каждый еврей должен быть святым на своем персональном уровне, поддерживать и беречь ту искру Б-жественной избранности, которая живет в его душе от рождения: «Святы будьте, ибо свят Я, Б-г, Господь ваш».
Любить конкурента
«Ве-ахавта лереэха камоха: ани Ашем» («И люби ближнего, как самого себя: Я — Б-г») (19:18).
У этого повеления много глубоких значений.
Возьмем для примера такое значение. Тора заповедует нам любить каждого еврея, даже если он «как ты сам» (так можно перевести «камоха»). Другими словами, даже если он — твой соперник в бизнесе. Конкурентов, как известно, не принято любить. Вот почему в приведенном стихе далее сказано: «Я — Б-г». Всевышний способен обеспечить хорошей прибылью всех предпринимателей, сколько бы их ни было. И они не будут друг другу мешать.
Тень твоя…
Если передвинуть знак препинания в этом стихе на одно слово назад, то в переводе получится: «И люби ближнего: как ты, так и Я, Б-г». Смысл таков: «В той степени, как ты любишь ближнего, — говорит Б-г, — Я будут любить тебя».
Основатель хасидизма Баал-Шем-Тов говорил, что Всевышний относится к каждому из нас так же, как мы относимся к другим людям. Эта мысль убедительно звучит в одном из псалмов (Теиллим, 121:5): «Б-г — твоя тень». Наша тень в точности повторяет наши движения, а Б-г «повторяет» применительно к нам наше же обращение с другими евреями.
Любовь к своей руке
Если вы сделали неловкое движение рукой или ногой и в результате ушиблись, вам не придет в голову мысль возненавидеть эту руку или ногу и отомстить ей за причиненную боль.
Вот почему в Торе сказано: «И люби ближнего, как самого себя». Ведь он — часть тебя, и, значит, ты органически не можешь ненавидеть его или мстить ему.
Люди не любят, точнее, не берегут одинаково все части своего тела. Например, если человека бьют, он закрывает голову руками, потому что он ценит и любит голову больше, чем руки. Но и руками он тоже дорожит.
Так и у евреев. Мы гораздо больше любим своих родителей и детей, нежели других евреев. Но и к последним мы должны испытывать любовь. Тора заповедует любить каждого еврея, если он, конечно, не отделился от своего народа, не предал свое еврейство.
Ты меня уважаешь?
Рабби Моше-Лейб Эрблих из Сасова (1745–1807, Галиция), ученик рабби Дов-Бера из Межерича (который, в свою очередь, был учеником Баал-Шем-Това), утверждал, что понял правильное значение любви к ближнему из разговора двух слегка подвыпивших русских крестьянин.
– Скажи мне, — спросил один другого, — ты меня любишь?
– Конечно, что за вопрос! — ответил тот.
– Ты знаешь, что мне нужно?
– Откуда мне знать? — последовал ответ. — Ведь ты мне не сказал, что тебе нужно.
– Ну вот, не знаешь, а говоришь, что любишь?
Любовь на троих
Жили-были два закадычных друга. Случилось так, что одного из них ложно обвинили в тяжелом преступлении, судили и приговорили к публичной казни через повешение. Все усилия второго друга доказать его невиновность оказались безуспешными.
Когда наступил день казни и приговоренный взошел на эшафот, его друг не выдержал. Он подбежал к виселице и закричал палачу: «Остановитесь! Он невиновен! Я — преступник! Вешайте меня!»
Приговоренный, выйдя из состояния предсмертного паралича, громко запротестовал: «Врет он! Не верьте ему! Я это сделал!..»
Палач и судьи, присутствовавшие при казни, не понимали, что происходит. Они в замешательстве смотрели то на одного, то на другого. Они не могли решить, что им делать дальше, и в результате казнь была отложена.
Об этом необычном происшествии было доложено в царский дворец, и царь велел доставить к нему двоих друзей-смутьянов. Когда они предстали перед ним, он строго потребовал разъяснений: «Так кто же из вас совершил преступление?»
«Мы оба невиновны, — последовал ответ. — Но, видя, что казнь неминуема, каждый из нас решил спасти друга ценой собственной жизни».
Царь был так растроган этим признанием, что тут же отменил решение суда и казнь и попросил друзей принять его в их компанию. «Хочу быть вашим другом», — признался он.
Именно таков глубинный смысл стиха: «И люби ближнего, как самого себя: Я — Б-г». Если еврей так любит другого еврея, как себя самого, то Б-г говорит: «Я — Б-г, примите Меня тоже, и будет нас трое друзей».
Художник Владимир Любаров