Евреи и справедливость

Недавно в наших кругах произошел спор: нужно ли евреям вмешиваться в чужие разборки? Например, в разборки между Украиной и Россией. Но вопрос этот необходимо поставить шире, чтобы найти на него продуктивный ответ. Изучая мнение серьезных еврейских мудрецов, мы нашли следующий анализ.

Мудрецы задают вопрос: «В чем разница между неевреем Ноахом и первым евреем Авраамом?»
Когда Б-г сказал нееврею Ноаху, что будет потоп и будет уничтожено человечество и работа Ноаха состоит в том, чтобы построить ковчег и спасти свою семью, он не спорил с Б-гом по поводу судьбы человечества, а пошел строить ковчег. Когда Б-г сказал первому еврею Аврааму, что идет уничтожать город Сдом, он в отличие от Ноаха начал активно спорить с Б-гом о справедливости.
Первый шаг повзрослевшего Моше, записанный в Торе, состоял в том, что он, увидев, как надзиратель издевается над рабом, убил надзирателя и тем самым спас раба, то есть он боролся с несправедливостью.
В этом часть сути Авраама и Моше.
Мудрецы выделяют эти ключевые истории, чтобы подчеркнуть, что в еврейском характере присутствует качество «цедек тирдоф» — «к справедливости стремись!».

Обратная сторона

Но сам этот процесс очень неоднозначный, так как часто просто нет однозначного ответа, что есть справедливость. Уже в самой Торе мы видим проблемность ситуаций.
Сдом, который пытался отстоять Авраам, был злодейским городом. Спасенный Моше еврейский раб был нехорошим человеком. Как в любом сложном процессе, борьба за справедливость содержит множество опасностей и даже подвохов.

Евреи и русская революция

Одним из самых горячих и противоречивых примеров еврейской борьбы за справедливость является активное участие евреев Российской империи в русской революции.
Евреи видели угнетенность рабочего класса на Руси, плюс сами евреи были угнетенным классом в антисемитской России с ее чертой оседлости. Так что они искренне боролись за справедливость — «за себя (еврея) и за того (русского) парня».
В чем корень проблемы?
Каббала дает ключ к правильному ответу. Есть модель добра и зла, которая называется «искры» (добро) и «клипот» (зло). Развивая искру (силы добра), необходимо защищать ее от злоупотреблений клипот (происков зла).
Пример России очень выразителен. Помогая развитию идеи защиты слабых, евреи (по неопытности) не смогли эффективно помочь в защите этой идеи от огромного количества темных сил, которые перехватили инициативу и во многом скомпрометировали саму идею…
Например, защищая кого-то, необходимо оценивать зрелость этого человека, давая ему доступ к ресурсам, исходя из его уровня.
В чем была одна из трагедий России?
Сталин создал систему доносов. В результате каждый обыватель мог сфабриковать донос на соседа, которому он завидовал, и этим доносам давали ход. То есть миллионам примитивных людей дозволили вершить судьбы других людей через карательные сталинские органы. Поэтому, борясь за справедливость, необходимо защищаться от подобных аморальных процессов, которые злые силы смогли внедрить в государство Российское во время правления Сталина.
Как правильно давать доступ людям к ресурсам?
Необходим механизм, который называется «лифт». Если среди простого народа возникает талантливый персонаж типа Ломоносова, необходимо избирательно обеспечить именно этому таланту дорогу к самореализации. Тогда мы сможем отсечь незрелый народ от доступа к опасным механизмам и организовать более зрелым представителям из народа возможность подняться к справедливой реализации их талантов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора