Три разрозненных факта, внешне совершенно не связанных друг с другом события наталкивают на один общий и неожиданный вывод.
Факт первый. Президент Турции Эрдоган, которого среди мировых лидеров превосходил по антиизраильской риторике разве что бывший президент Ирана Ахмадинеджад, предлагавший просто стереть Израиль с лица земли, на прошлой неделе вдруг объявил, что в интересах народов Ближнего Востока (а вся забота о них!) следует урегулировать отношения между Турцией и Израилем. А на этой неделе выяснилось, что переговоры об этом уже идут в Швейцарии, и в скором времени, возможно, состоится обмен послами, отозванными пять лет назад.
Факт второй. Во вторник, 22 декабря, начался рабочий визит в Израиль президента Украины Порошенко.
Факт третий. Сразу после встречи с президентом Украины премьер-министр Израиля Нетаниягу позвонил президенту России. Как сообщается, говорили о положении в Сирии. Почему именно об этом израильскому лидеру пришло в голову поговорить с российским после встречи с украинским — можно лишь догадываться.
Из всех трех событий сенсационным можно считать только первое. То, что сейчас у России с Турцией, у Турции с Израилем произошло пять с лишним лет назад — по тем же причинам и практически по тому же поводу: попытка нарушения границы со стороны Турции была жестко предотвращена израильскими ВМС — и разгневанный Эрдоган объявил Израиль врагом номер один, грозил и войной, едва удержался. А прижатый к стенке конфронтацией с Россией и в перспективе остаться без российского газа, вдруг замахал приветственным платком ненавистному Израилю, у которого и газ есть, и кое-что еще, чего во всем регионе обыщешься.
И Порошенко на фоне конфликта с Россией и в перспективе дефолта летит в Израиль. И глава израильского правительства после встречи с ним звонит Путину обсудить сирийские дела.
Всем вдруг понадобился Израиль. С чего вдруг?
Образ Израиля совсем другой. Эта страна всегда ассоциировалась с нестабильностью, воспринималась сердцевиной главных мировых конфликтов и причиной всех региональных. Почему она? Потому что всем вокруг так было удобно! Искали грибы на асфальте под фонарем. Не находили — и придумывали. А они были совсем в другом месте — не там, где светло.
Лишь только разгорелось по-настоящему, запылало вокруг всех так, что никто уже не может остаться в стороне, и конфликты эти не придуманные, а реальные, тут же и выяснилось, что на самом деле Израиль — островок стабильности не только в регионе, но, похоже, и в мире.
Нет сомнений, что в Израиле не испытывают восторга от военного присутствия России в Сирии. Но то, что это крайне неудобное для израильской армии и особо ВВС присутствие не отразилось (пока, по крайней мере) на уровне контактов руководства обеих стран, свидетельствует об особых, доверительных отношениях между Россией и Израилем. Это обещает положительную перспективу развития ситуации в Сирии и во время войны, и после нее.
Юрий КАННЕР, президент Российского
еврейского конгресса
http://echo.msk.ru