АМЕРИКАНСКИЙ ДИПЛОМАТ, СОПРОВОЖДАВШИЙ ОСЛОВСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ПРИСОЕДИНИЛСЯ К ТЕМ, КТО ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ОБ ОПАСНОСТИ СОЗДАНИЯ ПАЛЕСТИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Амит Сегал
- Если есть «индустрия мира», то Арон Миллер — высокопоставленный представитель этой индустрии. В течение 24 лет он служил высокопоставленным советником по мирному процессу на Ближнем Востоке 6 различных гос.секретарей.
- Миллер сопровождал ословские соглашения, в 2000г. в Кемп-Дэвиде он держал руку агонизирующего процесса. После ухода с гос.службы он служил президентом фонда «зерна мира». Но в последнее время он признался, что продолжительная попытка посеять мир пожала бурю.
- Дипломат, проведший бОльшую часть своей взрослой жизни в попытках создать палестинское государство, опубликовал на прошлой неделе в «Уолл-Стрит Джорнэлл» взрывоопасную статью под заголовком «В самом ли деле миру нужно провальное палестинское государство?»
«10 лет назад», — писал Миллер, — когда я был посредником на Ближнем Востоке, даже сама постановка такого вопроса воспринималась как действие против мира или хуже того — помощь израильским правым».
Он делает длинный ораторский вдох и продолжает:
«Но в разгаре беспорядка на Ближнем Востоке надо вновь обсудить этот вопрос».
Миллер объясняет, что развал государств на Ближнем Востоке приведет к долгосрочной нестабильности в регионе, нарушению прав человека, системной коррупции и отсутствию выборных властных органов.
«Может, палестинское государство будет иным, но вызовы огромны и это очень сомнительно.
Палестинское национальное движение — это Ноев ковчег. Есть там каждой твари по паре: 2 «государства» (Абу-Мазена и Хание), 2 конституции, 2 службы безопасности, 2 предвидения какой должна быть Палестина. Даже при самых лучших обстоятельствах трудно видеть, как исламская мечта Хамаса сосуществует с национальной идеех Фатха.
Возможно, все будет иначе»,— саркастически заканчивает статью Миллер, — «но в нынешней ближневосточной реальности предпочтительнее делать ставки на то, что логичнее и скорее всего произойдет».
Миллер не одинок. Ему предшествовал легендарный Генри Киссинджер, предложивший недавно обсудить заново пользу от создания палестинского государства в сфере усиления Ирана и распада государств в регионе. Эхо этих слов — хоть и без желания — прозвучало и в признании администрации Обамы, что шансы на достижение соглашения до конца нынешней президентской кадеции очень низки.
Примерно до 2006 г. израильская политическая система сдвигалась все левее и левее. После Осло и размежевания мировоззрение говорило, что «исторически» завершение процесса неминуемо: 2 государства между Иорданом и морем. Левые говорили это с воодушевлением, правые — смирившись, значительная часть публики поддерживала.
Провал размежевания, приход к власти Хамаса, и, в основном, 2-я ливанская война были поворотными точками для израильского общества. Но странным образом ни одна представленная в Кнессете израильская партия, за исключением Байт йегуди, не предлагает другое решение, кроме «2 государств», более-менее в границах Клинтона.
Лапид предлагает сделать это в рамках региональной конференции, Нетаниягу официально придерживается предложенного им в Бар-Илане варианта, Ливни и Герцог предлагают рамочное соглашение.
И все это, когда по данным «индекса мира», половина израильского общества перестала верить в саму идею «двух государств». Возможно, идея палестинского государства постепенно начинает сходить с исторической сцены, но все еще не ясно какой спектакль будет поставлен израильской политической системой.
(«Макор ришон» 12.2015)