«Возможно, была на то причина, что до 2001 года никто не придумал аббревиатуру БРИК. Именно тогда Джим О’Нил, главный экономист Goldman Sachs, предложил слово, объединившее страны с динамично развивающейся экономикой — Бразилию, Россию, Индию и Китай», — пишет колумнист Independent Крис Блэкхёрст. Позже, добавляет он, к ним присоединилась ЮАР.
«В то время О’Нила прославляли практически как гения. Он заметил растущую финансовую мощь государств, до того момента считавшихся большими, но бедными и экономически слабыми», — говорится в статье. Перемены, которые они представляли как соперники развитых стран, в особенности США, были огромными; возможности инвестиций из традиционных центров влияния — колоссальными, пишет автор.
Но, отмечает он, в последние 13 месяцев из этих «стран с формирующейся рыночной экономикой» утек почти 1 трлн долларов. Эта утечка далеко не окончена, поскольку внутренний спрос в этих странах продолжает падать, уточняет автор.
Недавняя девальвация китайской валюты откликнулась ударной волной во всем деловом мире. Россия несет ущерб от санкций и переживает отрицательные темпы экономического роста. Бразилию сотрясают акции протеста, рассуждает Блэкхёрст.
Возможно, на погибель себе эти страны приняли возникший вокруг них энтузиазм близко к сердцу и создали собственный клуб, иронизирует автор. «Они считали себя великолепными выскочками, устанавливая собственные правила, переходя границы дозволенного, действуя сообща», — пишет он.
«На какое-то время их экономики удерживались на поверхности благодаря мировым ценам на сырьевые товары. Не случаен тот факт, что, когда цены на рынках упали, тут же обнаружились трещины в БРИКС», — говорится в статье.
«Отдадим должное О’Нилу — он написал дополнение к своему исследованию, заявив, что страны БРИКС будут процветать только в том случае, если они будут проводить рациональную экономическую политику. А они не стали», — утверждает Блэкхёрст.
Он упоминает переход Бразилии от свободного рынка к протекционистскому.
«Россия передала большую часть своих ресурсов в частный сектор, а потом забрала назад нефть. Агрессивная внешняя политика Путина привела к тому, что на большую часть международного бизнеса в стране «опустились заслонки», — говорится в статье. Китай вновь поставил свой ЦБ в зависимое положение и начал печатать деньги, чтобы увеличить экономический рост, отмечает автор.
«Их неспособность управлять самими собой, выработать надежную и рациональную экономическую политику, вывести свой бизнес на устойчивый, непревзойденный во всем мире уровень гарантировали их падение. По мнению некоторых, так было всегда — именно поэтому их никогда и не смешивали в одну кучу», — считает Блэкхёрст.