Ну пусть не полной, ну хоть восходящей… Я, понимаете, давеча с неё свалился. Обратно хочется!
Заговорил с раввином и высказал своё возмущение аморальностью израильских лидеров, растерявших стыд в борьбе за главное — власть. Нетаниягу выучивает несколько фраз по-русски, Беннет народ запоздравляет, прочие партейцы многообразные… Про «левых» и говорить не приходится. С Новым годом, дорогие русскоговорящие товарищи! (Прочим избирателям в стране эта дата строго перпендикулярна.) Мы любим вас и (особенно) ваши голоса на ближайших выборах! Мэрия Иерусалима бесплатно всем желающим ёлочки раздаёт. Не перепутайте, не ханукии.
Ну, перед кем ещё прогнуться?! Прав Либерман: «Новую реальность создали в Израиле олим миРуссия». Или, скажем так, «полуновую».
Впрочем, чего кипятиться — бывает и бывает. Что, впервой политиканы и журналюги на Обетованной демонстрируют нежность к чему и кому угодно, кроме веры и Традиции своего народа? Но тут есть изюминка: 1 января в этом году совпало с постом 10 тевета, установленным в память о начале осады Иерусалима вавилонянами — в итоге приведшей к падению города, гибели двух миллионов евреев, разрушению Храма, началу нашего всемирного рассеяния…
А в ней вторая изюминка, ещё поизюмистей. В самом начале существования Государства Израиль этот день был объявлен Днём памяти — погибших в Холокосте евреев, даты гибели которых неизвестны. Сегодня он воспринимается и как день памяти всех евреев — в том числе из поколений прежних и послевоенных, — могилы или дни гибели которых мы не можем установить. Точное название у этого дня, как он официально именуется в Законе государства, — День всеобщего кадиша. Зажигают суточные поминальные свечи, читают о погибших поминальные молитвы, кто умеет — изучает те разделы Мишны, которые принято учить для поднятия душ ушедших… Кто пока не связан с Торой — просто вспоминает.
Большинство ведущих политиков Израиля — ашкеназы. Вы знаете хотя бы одну еврейскую семью выходцев из Европы, у кого не было бы погибших в Катастрофе предков или близких родственников? Я — нет. К тому же многие из политиков — бывшие боевые офицеры (Нетаниягу — десантник, Беннет — офицер спецназа Генштаба…) — скажете, они не теряли друзей, чьи тела не могли забрать с собой и похоронить по-человечески?
Хорошо, выборы — они такие важные, на кону, знаете, «судьба страны»… Ну, так подыграй себе сам на лире: «Поздравляю с Новым… в этот день, когда мы скорбим и (заявляем, клянёмся…)… Больше никогда!.. Всегда на посту!!.. В этом счастливом году, когда мы все вместе!..» И перед электоратом раскланялся, и честь сохранил, да и себя похвалить не грех.
Но — ни одного слова не было сказано о наших погибших братьях и предках, о своих родных и друзьях в их числе. Зачем портить людям шампанское и настроение под новогоднее оливье? Вообще, что-то человеческое у политиканов ещё осталось?
Ну-ка, теперь угадайте реакцию раввина… В русском фольклоре это называется: «Ты что, с луны свалился? Это же Израиль, какая там в политике мораль?! Ты что, там не жил?» Таки да, оттуда, таки жил немало годиков и знакомство водил с некоторыми «звёздами политического небосклона» (через шахматы). Не удивляюсь поэтому предвыборным расследованиям (обычно как-то незаметно после народного волеизъявления уходящими в тишину), «судейскому активизму», хамству в Кнессете и там же «за грудки», бесстыдной «делёжке государственного пирога», всевозможным «вонючим трюкам» и созданию по преимуществу из тех же самых лиц новых партий-скороспелок, меняющих на ходу свои «право-левые уклоны» и программы…
Но ведь в этой стране после гибели каждого солдата газеты и сайты публикуют его фото и биографию, показывают картины общей скорби о нём, плачущих сослуживцев и близких; из памяти Холокоста здесь сотворили чуть ли не «новую религию»! Однако — как-то строго разделились народные герои: одни поздравляли и раздавали ёлочки, другие — помнили и скорбели.
Как могло такое случиться с моим народом, который говорит о себе: «Если в характере еврея нет стыдливости, доброты и склонности прощать — возникает вопрос, еврей ли он»? Рав прав — к этому можно было бы уже привыкнуть, но меня пока ещё ранит и изумляет переход каждой новой моральной границы.
Некогда сильно запал мне в душу разговор между пожилым другом и тоже немолодым, но помладше раввином. Старший спросил о причинах Холокоста — он многого навидался на той войне. Рав ответил: «У того, кто может это объяснить, нет сердца». Да, объяснения есть, их необходимо знать — хотя бы чтобы предотвращать будущие угрозы нашему народу, да и другим человекам подморгнуть не грех. Но сформулировать — не значит пережить и принять в себя. Холокост человеческое сердце вместить не может.
А легко ли вместить аморальность, ставшую визитной карточкой политической жизни в банановой республике, «единственной ближневосточной демократии»? Грубые и оскорбительные клички, которыми потчуют друг друга сторонники разных (хотя и почти на одно лицо) политических проходимцев? «Проходной билет во власть» — пара-тройка коррупционных скандалов, в идеале — судимость. Постоянно открываемые прокуратурой дела на поднявшихся повыше деятелей — чтобы знали, кто в доме хозяин. А как вам понравится плавный переход завершивших каденцию глав правительства на нары? Или, скажем, такая фразочка Ариэля Шарона: «Если я не сделаю это (выход из Гуш-Катифа и Северного Шомрона), то всё, что я смогу оставить в наследство своим детям, — две тюремные камеры». Боевой генерал, бесстрашный герой — а дрогнуло сердце-то, родная кровинушка как-никак. «Тень, знай своё место!»
Тут уж милые шалости в духе сказанной мне мэром крупного города фразы по поводу весьма выгодного для страны предложения: «Министр экологии экологией не занимается»; тут уж назначение на пост военного министра активиста «Шалом ахшав» (как раз под Вторую Ливанскую), а человека с незаконченным средним образованием — министром финансов… Всё это выглядит на общем моральном фоне верхом здравого смысла и государственной целесообразности.
Помню предвыборную передачу по телику, ровно за день до голосования, со словами рава Овадьи Йосефа про «русскую эмиграцию». Ну немножечко подправили монтажом, там оборвали, там обрезали — и вот «русские» на выборах пылают праведным гневом и голосуют «правильно». Ничего, ничего, всё нормально, «ошибка исправлена», через день после выборов телевизионщики извинились за допущенные промахи… Помню и избирательную кампанию Эхуда Барака — «солдата номер один». Он таки да, действительно геройский был спецназовец и боевой генерал, но — как говорили знакомые офицеры, его в армии считали худшим (на тот момент) начгенштаба в истории страны. Знаете, по «принципу Питера» — человек перешёл уровень своей компетентности. Пора поднимать повыше… Начал наш мудрец разъезжать по стране с политическими речами заранее, ещё начгенштаба, за армейский счёт и авторитет — что, вообще-то, запрещено законом и, не будь он таким «левым», дело подсудное. И добрую идею надумали инда грамотеи из «Аводы»: «русским», зачастую весьма свеженьким, предлагали честный заработок — раздать брошюрки, повесить на балконе рекламный плакатик… Соблазнительно, знаете ли, новому эмигранту несколько сотен на халявку получить, а? Что вы, что вы, никакой скупки голосов — это за помощь в предвыборной кампании… Дёшево и сердито — тогда ведь Лея Рабин много миллионов из Америки на дело демократии привезла.
Ещё кадрик, уже буквальный: день выборов, передачи об успехах разных партий. О лейбористах щебечет на экране очаровательная дама в мини-юбке, сразу понимаешь, с кем в этом мире красота и правда. Но — тогда вдруг резко увеличили свою долю в Кнессете религиозные сионисты из «Мафдаля». Берёт в их выборном штабе интервью невидимый журналист. «Мы немного растеряны, даже не ожидали такого успеха», — на экране симпатичные молодые ребята в вязаных кипах. И тут, завершая беседу, камера отъезжает назад, как-то удачно изменяет ракурс и резкость — и лица искривляются, а на краях экрана превращаются в свиные рыла. Что вы, что вы, ничего личного — просто небольшой сбой настройки. Ну и, по Штирлицу — запоминается последнее.
Не наш ли полезный опыт перенял «самый влиятельный человек мира», когда с июля-августа до самого конца гонки Обама — Ромни придерживали «соответствующие инстанции» историю амурных похождений генерала Дэвида Петрэуса с прекрасной арабкой? Всё-таки он, шеф ЦРУ — последний мастодонт из администрации Буша, его лично новый президент в начале первой каденции попросил остаться; нехорошо перед выборами убирать, недемократично… А вот назавтра после переизбрания оказалось, что дальше ему занимать место как раз и не следует. Или вот ещё случайное совпадение: Иран ровно в предшествующий американским выборам день вдруг меняет свою обычно грозную риторику и объявляет, что, вполне возможно, готов к переговорам и раскрытию своей ядерной программы международным контролёрам. Вы не представляете, каким это бальзамом на сердце администрации, ведь её всё время склоняют и обижают за международные провалы! Правда, назавтра после выборов иранцы уточнили, что их неправильно поняли — также всякое бывает, все ошибаются. Имейте в виду, никакой связи с ослаблением санкций, а тем более нынешним сотрудничеством против ИГИЛа, фактической поддержкой ХАМАСа и «Хизбаллы» Западом здесь нет и быть не может! Кстати, не ввести ли новый термин в политический лексикон (следом за «ливанизацией») — «израилизация»? У друзей, пусть даже самых нелюбимых, всё же не грех и политиканам поучиться-то, верно?
Вспомнилась фраза одного гроссмейстера, сказанная мне вскоре после приезда на Землю Обетованную: «Хорошая страна и плохое государство». Хочу добавить: удивительная, сильная земля и — в целом хороший народ. Зачастую бестолковый, упрямый — оттого, как всякий упрямец, легче поддающийся грамотной манипуляции; «сидящий на игле» увлечения политикой; воспитавший немало жуликов и самоненавистников — но хороший, смелый, добрый в своём большинстве, способный во дни бед — когда говорит душа, а не промытые мозги — стать одним целым и бескорыстно поддерживать друг друга и всех, кто в этой поддержке нуждается. Как же получилось, что на подиуме, на всемирном «виду» у этой земли и у этого народа — едва не самый на свете беспринципный, бесстыдный, клоунский — медийный и политический балаган? Или лучше сказать «стриптиз»?
В субботу перед самым убийством Рабина мы с друзьями обсуждали предсказание Талмуда: «Перед приходом Машиаха народом Израиля будут править “раитей рош” (“мебельноголовые”, у кого голова только для мебели)», — в свете «идей Осло» и развёрнутой тогда травли «поселенцев» это предсказание выглядело актуальным до боли. И чудненько совмещалось с другим предвидением: «Перед приходом Машиаха у власти, на виду у еврейского народа будут “эрев рав”». Формально «эрев рав» (вечернее множество) — это те жители Египта, которые вышли в Песах с евреями из полуразрушенной страны, увидев, что Б-г евреев — «сильнейший из богов». Но в смысле духовном…
Вот что пишет о них Виленский Гаон: «В хлебных злаках есть три вида отходов: мякина, солома и отруби… (подобно этому) среди народа Израиля находятся три вида чуждых примесей: Ишмаэль, Эсав и эрев рав… Эрев рав соответствуют отрубям, очень прочно соединённым с пшеничными зёрнами… Они, эрев рав — чуждые примеси, которые находятся среди Яакова и влияют на уклонение Израиля от занятий Торой и сбрасывание с себя завета Царства небесного… Они очень привязаны к Израилю, и евреи перенимают их поведение… Поскольку поколения мельчают, эрев рав укрепляются… они богаты и горды…»
И дальше Гаон перечисляет 5 основных видов «эрев рав»: а) склочники и злоязычники; б) влекомые своими страстями; в) лицемеры; г) гоняющиеся за почётом и репутацией; д) гоняющиеся за деньгами. (Ну, вы, тихо у меня! Попрошу без политологических ассоциаций!) «Хуже всех склочники, которые называются амаликетянами» — сиречь нашими родными, пархатыми «нацистами» (пардоне муа).
Вы позволите мне апроксимировать чёткие формулы Гаона? Никак не могу не высказать солидарность с добрейшим Маруаном Багрути, отдыхающим ныне от трудов праведных в израильской тюрьме. Поболтав с открыто трескающим в Песах булочку охранником, будущий обер-убийца объявил друзьям-сокамерникам: «Они разорвали связь с предками (и установили её с нынешними “отрубями”, “эрев рав”). Начинаем тотальный террор». А за компанию — моё почтение известному «сионисту» Пак Ги Муну, победителю конкурса на лучшую первоапрельскую шутку: председатель земного шара объявил, что с первого апреля «гысыдырство Фылыстын» станет членом Международного уголовного суда. И сможет наконец судить за «военные преступления» израильских офицеров и генералов — поскольку из-за них жид пархатый «так теперь бездушен и свиреп, что стал сопротивляться при погроме!» (И. Губерман). Нынче же демократия, власть народная — что позволено еврейцу, почто не разрешать корейцу?
Тут моя испорченная зловредным гойским воспитанием память услужливо подбрасывает лермонтовское: «Но есть и Б-жий суд, наперсники разврата, // Есть грозный суд: он ждёт; // Он недоступен звону злата…» И входит в унисон ему из пророка Йехезкеля: «Так сказал Б-г: горе пастырям Израиля, которые были пастырями самим себе!.. Вот, Я против этих пастырей, и взыщу я овец Моих из рук их, и отстраню их… А вы, овцы Мои… разве мало вам на пастбище добром пастись, что оставшееся на пастбище топчите ногами… оставшуюся воду ногами своими замутите?»
Почему-то и дальше странные ассоциации в голову лезут. Сказано же праматери Ривке: «Вот, два народа во чреве твоём…» Обычно это за Яакова и Эсава толкуют — но не ложится ли сия матрица на действительность нынешнего Израиля? С одной стороны, на большинство народа моего и, с другой, на его «властителей дум», политиканов, шакалов пера и их кукловодов. На то, как всплывшая наверх… субстанция кривляется перед экранами и учит население своим склокам, беспринципности; назойливо воюет против Б-га, совести и морали.
Нет, ну что вы, глупости это, скушал, конечно, чего-то отягощающего — вот странные мысли в голову и наведываются. Это ж седая древность, дела давно минувших дней… Какая там «революция совести», какой самоанализ, какая мораль в основе всего человеческого бытия? «Пилите, Шура, пилите — они золотые!»
А всё-таки так хочется обратно на луну!
А откуда такая детальная информация из израильской тюрьмы, а юдаськин?