Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Раздел «Шмот», первый в одноименной книге, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у супругов Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них — Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец Исраэль. Моше возражает: евреи, мол, не поверят, что он посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает брата Моше, Аарона, его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.
***
«И умер Йосеф ста десяти лет (от роду)…» — сказано в последнем стихе книги «Берешит». А всего через пять стихов в самом начале раздела «Шмот» мы читаем: «И умер Йосеф и его братья…» (1:6).
Комментируя эту фразу (слово «умер» в единственном числе; вначале упоминается Йосеф и лишь затем братья), мудрецы Талмуда поясняют в трактате «Брахот», что Йосеф умер раньше всех братьев из-за своего зазнайства, высокомерия.
Неужели? Йосеф-праведник был высокомерен?! Скорее, наоборот. Когда читаешь три последних раздела книги «Берешит», невольно обращаешь внимание на его искреннюю скромность. Во всех сценах с братьями он не только не важничает, не подчеркивает свою безраздельную власть, а наоборот, как будто пытается затушевать, принизить свое превосходство и при всяком случае оказывает почести старшим братьям, беженцам из голодающего Ханаана.
В сборнике «Мидраш рабба», в комментарии на стих «А Йосеф был в Египте» (1:5) прямо говорится, что Йосеф был всегда одинаково скромным, как в начале своего пребывания в Египте на положении раба, так и став правителем империи. Внешние обстоятельства не меняли его внутреннюю сущность, его изначальную праведность.
Так в чем же дело? Откуда взялось «высокомерие»? Автор книги «Тора тмима» со ссылкой на «Пиркей де-реби Элиезер» дал такое объяснение. Когда братья рассказывали неузнанному ими Йосефу о своих семейных обстоятельствах, они десять раз в общей сложности называли Яакова «наш отец, раб твой», точнее, пять раз называли и пять раз их слова повторял переводчик. Не желая выдавать себя и свое знание иврита, Йосеф молчал и тем самым допускал публичное унижение своего отца. (Впрочем, что он мог сделать? Ведь спектакль надо было играть до конца.) В результате за каждое «раб твой» ему было убавлено по одному году: Йосефу было отмерено, по-видимому, 120 лет жизни, как Моше Рабейну; минус десять — получается 110 лет.
И это называется «высокомерием»? Да, применительно к Йосефу-цадику. Большому кораблю — большое плавание. С большого человека и спрос по большому счету.
И еще один урок этого эпизода: мы отвечаем не только за то, что говорим, но и за то, что слышим.
«Евреи, евреи,
кругом одни евреи»
«И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал он народу: “Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, а не то умножится он, и, случись война, присоединится и он к врагам нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны”» (1:8–10).
Перед нами классический манифест антисемита, полный лживых и противоречивых обвинений. Во-первых, как можно «не знать» Йосефа, который целых 80 лет правил Египтом — можно сказать, поставил абсолютный рекорд по продолжительности правления?! Причем он не только спас страну от голода, но и сказочно обогатил царскую казну. Что ж, такова печальная судьба всех «придворных евреев»: их используют, а потом о них «забывают» — в лучшем для них случае…
Что касается обращения фараона к своему народу, то здесь полный букет с детства знакомых нам, бывшим советским евреям, обвинений: от абсурдного «многочисленнее и сильнее, чем мы» до параноидального страха перед «еврейским засильем» («а не то умножится он»).
С одной стороны, фараон ставит на евреев клеймо «пятой колонны», а с другой не хочет отпускать их из страны. Та же «логика» определяла и политику кремлевских властей в отношении «граждан еврейской национальности» в 70–80 годах прошлого века. Евреев не выпускали из страны, стремясь предотвратить «утечку мозгов», и при этом увольняли с работы: мол, обойдемся и без этих «мозгов».
Купи и работай
Бессмысленно жестокая эксплуатация на ударных стройках — тоже египетское изобретение. Усмотрев признаки бунта в призыве Моше и Аарона отпустить евреев в пустыню на три дня для совершения религиозного ритуала, фараон решительно закручивает гайки: ставит еврейских рабов в совершенно немыслимые условия, противоречащие здравому смыслу и экономическим нуждам страны.
«Не давайте больше соломы народу для изготовления кирпичей… сами пусть идут и собирают себе солому! Но число кирпичей… не уменьшайте его. Ибо ленивы они, потому и кричат: “Пойдем, принесем жертвы Б-гу нашему”. Пусть тяжестью ляжет работа на этих людей, пусть занимаются ею, а не прислушиваются к пустым словам» (5:7–9).
Надсмотрщики довели это указание до сведения рабов: «Так сказал фараон: “Не даю я вам больше соломы; сами идите, берите себе солому, где найдете, ибо ни в чем не уменьшена ваша работа”». Гаон из Вильно объясняет, что слово «кху» — «берите» — имеет здесь подтекст «купите». Начальники работ предложили евреям выгодную для обеих сторон сделку: «Покупайте у нас готовую солому, вместо того чтобы искать ее в поле. Иначе вы не успеете выполнить производственную норму».
Египтяне не только эксплуатировали евреев, но и грабили. Эта практика выжимания денег из евреев самыми бессовестными способами использовалась и многими другими «фараонами» в разных странах и в разные эпохи.