Рыбная браха Недельная глава Торы «Ваехи»

Прожив семнадцать лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в семейной усыпальнице Меарат а-Махпела в Хевроне. Йосеф приводит к больному отцу сыновей Эфраима и Менаше, и Яаков объявляет их своими сыновьями. В результате Йосеф и его потомки получают двойную долю наследства вместо старшего брата Реувена. Несмотря на возражения Йосефа, Яаков благословляет первым его младшего сына Эфраима, от которого произойдет Иегошуа бин-Нун, преемник Моше Рабейну и покоритель Эрец Исраэль. Затем Яаков собирает всех двенадцать сыновей, основателей колен Израиля, и дает им предсмертные благословения и напутствия. Яаков умирает в возрасте 147 лет. Грандиозный похоронный кортеж отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но он успокаивает их и обещает дальнейшую материальную поддержку им и их семьям. Перед смертью Йосеф предсказывает братьям, что Б-г выведет их потомков из Египта, и просит, чтобы при Исходе евреи забрали с собой его останки. Йосеф умирает в возрасте 110 лет; его набальзамированное тело кладут в саркофаг. Так завершается книга «Берешит», первая в Пятикнижии.

***

«Да размножатся они на земле, словно рыбы» (48:16).
Так Яаков благословил перед смертью потомков Йосефа. Но осуществилась ли эта браха? Ведь при пересчете сынов Израиля в пустыне Синай после Исхода из Египта у колен Эфраима и Менаше, сыновей Йосефа, не было заметного численного преимущества перед другими коленами. Их было 72 тысячи. Для сравнения: самое многочисленное колено Иегуды насчитывало 74 тысячи.
Однако в комментарии «Таргум Йонатан» к разделу «Бешалах» сказано, что за 30 лет до Исхода из Египта преждевременно ушли 200 тысяч потомков Эфраима. По пути в Эрец Исраэль, где-то в районе нынешней Газы, они были полностью истреблены филистимлянами.
Если бы эти беглецы остались тогда, а затем покинули «дом рабства» вместе со всеми, их численность возросла бы на 40 тысяч человек (а не на 200 тысяч, поскольку из Египта вышла только пятая часть евреев, а остальные четыре пятых погибли во время предпоследней казни под названием «тьма Египетская»). В результате потомков Йосефа в пустыне было бы 112 тысяч, намного больше, чем у Иегуды.
Позже эта разница еще больше увеличилась. Перепись, проведенная в степях Моава незадолго до вступления в Эрец Исраэль, показала, что колена Эфраима и Менаше увеличились на 11 тысяч, а колено Иегуды — только на две тысячи. Очевидно, что по мере приближения к Стране Израиля благословение Яакова — «и размножатся они на земле, как рыбы» — обретало все более зримые черты.
Известно, что рыба размножается только в воде, а на суше быстро погибает. Но евреи тянулись к Эрец Исраэль, как рыба к воде. Как только они достигли цели, кривая роста численности двух колен Йосефа поползла так резко вверх, что представители Менаше стали горько жаловаться предводителю евреев Иегошуа бин-Нуну на нехватку земли в их наследном уделе.

Разделение труда

«Звулун у берега морей водворится… Иссахар — осел костистый… он преклонил спину свою для ноши и стал преданнейшим тружеником» (49:13–14).
Благословляя сыновей, умирающий патриарх характеризует каждого из них, одних хвалит, других критикует, определяет каждому из них свое место в еврейской истории. Евреям суждено нести человечеству свет Б-жественной истины, указывать путь к высотам морали. Но весь народ не может учить Тору. Ведь кто-то должен и работать.
Поэтому Яаков ввел в семье «распределение труда». Еще до прихода в Эрец Исраэль потомки Звулуна и Иссахара поделили обязанности. Первым достался приморский район. Они стали преуспевающими купцами и обязались целиком содержать духовно-интеллектуальную элиту нации в лице потомков Иссахара, которые поселились в горах и целиком посвятили себя изучению Торы.
Этот принцип лег в основу внутриеврейских отношений еще в эпоху Храма, когда потомки Леви, третьего сына Яакова, левиты и коэны, не имея собственного земельного надела, занимались исключительно храмовой службой, находясь на полном содержании у других колен.
Затем, когда сыны Израиля ушли в изгнание, это правило распространилось на все еврейские общины. Богатые евреи почитали за честь оказывать материальную помощь учащимся иешив и колелей, которые денно и нощно, пренебрегая мирскими удовольствиями, штудировали Тору, ради которой, собственно, и был сотворен мир. Возвестил пророк Иермиягу: «Так сказал Господь: “Если бы не Мой союз (Тора), днем и ночью, не установил бы Я законы неба и земли”» (33:25). Без Закона, дарованного Творцом, само существование нашего мира потеряло бы смысл, и он вернулся бы к состоянию первичного хаоса.

Яаков благословляет сыновей Йосефа
Яаков благословляет сыновей Йосефа

На тандеме Звулун — Иссахар держится мир. Он продолжает действовать и поныне. Вопреки расхожим утверждениям израильские иешивы финансируются не столько из государственной казны, сколько добровольными спонсорами, среди которых, как ни странно (впрочем, что же тут странного?), преобладают нерелигиозные люди.
Согласно традиции, такая помощь приравнивается к изучению Торы. Она настолько важна, что Яаков Авину упоминает «купца» Звулуна раньше «мудреца» Иссахара. В том же порядке благословляет братьев и Моше Рабейну в последнем разделе Пятикнижия «Ве-зот а-браха».

Каиново наследие

Просматривая все двенадцать разделов книги «Берешит», мы находим в них одну общую тему. Это конфликт, трения, вражда между братьями. Возьмем первую пару: Каин убил Эвеля из ревности к Б-гу. Хотя у этого первого в истории убийства были и другие причины и, как отмечают некоторые комментаторы, сам Эвель вел себя отнюдь не безгрешно, тем не менее факт налицо: брат убил брата.
Затем Тора сообщает о противостоянии сыновей Ноаха: Хам неуважительно, «по-хамски» обошелся с уснувшим от выпитого вина отцом, а Шем и Яфет исправили его проступок.
Авраам и его племянник Лот, которого он звал «братом», не смогли ужиться вместе как по экономическим причинам, так и в силу различных представлений о морали.
Ишмаэль и его мать Агарь были изгнаны из дома Авраама по требованию Сары и с одобрения Всевышнего, благодаря чему Ицхак был избавлен от дурного влияния единородного брата.
Наконец, в книге «Берешит» уделяется немало места рассказу о конфликтах между Яаковом и Эсавом, Йосефом и его братьями. Здесь есть одна общая частность. Причина многих трений заключена в том, что старший брат чувствует себя (обоснованно или нет) ущемленным перед более удачливым и напористым младшим братом. В таком положении оказываются Каин, Эсав и братья Йосефа.
И вот в последней главе мы читаем, как умиротворенные сыновья Яакова обнимаются после смерти отца, плачут и утешают друг друга. А перед этим мы видели, как Иегуда проявил готовность пожертвовать собой ради спасения Биньямина и чтобы искупить вину за продажу в рабство Йосефа.
Наконец, перед нами следующее поколение: Менаше и Эфраим. Когда их дед Яаков ставит младшего Эфраима перед Менаше, мы вспоминаем историю Йосефа и опасаемся новой вспышки ревности и гибельного соперничества.
Умирающий Яаков прекрасно помнит, чем кончается выдвижение одного сына перед другими, но он знает также, что, избегая конфликтных ситуаций, проблему не решить. Он твердо решает дать Эфраиму именно то благословение, которое тот заслуживает, без всяких дипломатических оговорок. Он верит, что нового конфликта не будет, и эта вера оправдалась: Эфраим не щеголял своим преимуществом, а Менаше ему не завидовал.
Братья могут соперничать друг с другом, но если их взаимная любовь крепка, то семья останется сплоченной и крепкой. Народ тоже будет сплоченным и крепким. Таков урок книги «Берешит», таков урок недавно отпразднованной нами Хануки и предстоящего Пурима. Таков урок всей еврейской истории вплоть до наших дней. А уроки истории для того и существуют, чтобы на них учиться.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора