Спасаясь от мести Эсава, Яаков покидает Беэр-Шеву и отправляется в Харан к родне своей матери. По дороге он «задерживается» на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Окончив учебу, Яаков продолжает путь и прибывает к горе Мориа, месту будущего Храма. Там он ложится спать на камни и видит пророческий сон: ангелы восходят и спускаются по лестнице, соединяющей небо и землю. Б-г обещает дать Яакову всю Эрец Исраэль, произвести от него великий народ и быть ему защитой. Проснувшись, Яаков дает обет построить жертвенник в этом святом месте и выделять Б-гу десятую часть от всех своих приобретений. Наконец оказавшись в Харане, Яаков встречает там свою двоюродную сестру Рахель. Не имея денег для сватовства, он договаривается с отцом Рахели, своим дядей Лаваном, отработать пастухом семь лет за право жениться на ней. Однако по окончании этого срока Лаван обманывает Яакова: дает ему в жены старшую дочь Лею. Яаков трудится на Лавана еще семь лет за Рахель. Лея рожает четырех сыновей, будущих основателей колен Израиля: Реувена, Шимона, Леви и Иегуду. Рахель переживает за свое бесплодие и дает Яакову служанку Бильгу, которая рожает Дана и Нафтали. У Зильпы, служанки Леи, рождаются Дан и Ашер, а сама Лея производит на свет Иссахара, Звулуна и дочь Дину. Наконец у самой Рахели рождается ее первенец Йосеф. Яаков хочет уйти с семьей от Лавана, но тот не отпускает племянника, присутствие которого обеспечило ему процветание. Он заключает с Яаковом выгодное для себя трудовое соглашение. Однако на этот раз обман не удался: в стадах Яакова резко увеличивается приплод коз и овец. Чувствуя растущую зависть и вражду со стороны Лавана и его сыновей, Яаков тайно покидает их дом вместе с семьей и скотом. Разгневанный тесть бросается в погоню, но, получив предостережение от Б-га, не решается атаковать Яакова. Заключив с Лаваном «пакт о ненападении», Яаков переходит границу Эрец Исраэль и идет навстречу грозно поджидающему его брату Эсаву.
***
«И очутился (Яаков) в одном месте, где остановился на ночлег… и взял несколько камней, лежавших там, сделал из них изголовье и лег на месте том» (28:11).
Вы хотите отремонтировать старые часы или починить обувь. Большая проблема, потому что часовщики и сапожники — умирающие профессии.
Раньше экономический баланс между трудом и материалами перевешивал в сторону последних. Теперь даже в таких странах, как Китай, труд стал дороже материалов. Одна из главных причин этого явления — появление новых очень дешевых материалов, в первую очередь пластмасс.
К чему это приводит? К тому, что чинить старый пылесос стало невыгодно — ремонт обойдется дороже, чем новый пылесос с двухлетней гарантией. Короче, специалисты по ремонту — на выход!
Однако многим людям такая тенденция не нравится. Они любят старые вещи — дедушкины часы или бабушкину кофеварку и не собираются их выбрасывать. Ностальгия не желает подчиняться экономическим расчетам и техническому прогрессу.
Кроме того, умение починить утюг или приклеить набойки на сношенной подошве женских туфель до сих пор ценится во многих семьях и добавляет престиж мужчине в глазах домочадцев и его собственных глазах. Умелые руки по-прежнему в цене.
Однако есть еще одна, более глубокая причина, не дающая умереть искусству ремонта.
…И достаточно
Создавая мир, Б-г заложил в нем стремление к улучшению, исправлению. В молитве «Алейну», которую полагается произносить трижды в день, мы просим Б-га «исправить мир под владычеством Ша-дай». Ша-дай — это одно из имен Всевышнего. Таких имен у Него много. Например, четырехбуквенное имя Б-га — тетраграмма — никогда не произносится так, как пишется; в имени Эл-ким заложено качество строгого суда, а в Э-ль — преобладает качество милосердия.
В сущности, у Б-га нет и не может быть никакого имени. Эти имена нужны для того, чтобы мы могли ощутить Его присутствие в нашем мире. С их помощью Он проявляет себя перед людьми, помогает нам увидеть Его взаимодействие с сотворенной им вселенной.
С учетом этого объяснения попытаемся теперь найти связь между словами «исправить мир» и именем Б-га Ша-дай.
Создавая мир, Б-г оставил его незавершенным и поручил человеку ставить последнюю точку в процессе творения. Например, Он создал злаковые растения, но велел нам печь хлеб из их молотых зерен. Булки, как известно, не растут на деревьях. Другой пример — обрезание. Что стоило Б-гу сделать так, чтобы мальчики рождались без крайней плоти? Однако он нарочно сохранил эту плоть, позволив людям довести дело до конца — сделать обрезание новорожденному.
Б-г сотворил одну-единственную точку (скорее всего, это камень на Храмовой горе в Иерусалиме, где теперь стоит мечеть Омара), из которой развилась затем вся вселенная.
Мир бурно рос и расширялся, пока Всевышний не сказал: «Дай!» На святом языке это значит: «Хватит! Достаточно!» Потенциал дальнейшего роста и сегодня сохраняется в нашем мире, но Б-г нарочно остановил этот процесс на полпути. Мир остался незавершенным, недоделанным. Задачу доделать мир Он оставил людям — нам с вами.
Именно мы, род человеческий, должны исправлять мир, вести его к совершенству, физическому и духовному. Поэтому в «Алейну» мы употребляем имя Б-га Ша-дай, что означает «Тот, Кто сказал “Дай!” (“Достаточно!”)».
Первоначально Б-г намеревался создать одно разумное живое существо, которое исправит все «недоделки» и приведет мир к совершенству и гармонии. Этим существом стал Адам, человек. Он «родился» в пятницу, и вся история мира должна была произойти в последние часы того дня и завершиться к началу шаббата. За это время Адам должен был исправить мир.
Но, как мы знаем, эта задача не была выполнена. Отведав запретный плод с древа познания добра и зла, Адам впитал в себя и сам же реализовал зло, которое изначально присутствовало в Творении, когда Б-г сказал: «Дай!» Введя дозу зла в свой организм, Адам лишил себя возможности возвыситься до уровня вечности — без страданий, без смерти, без разложения и последующего возрождения. Но поскольку человек был создан для исправления мира, то это стремление вошло в наши гены, в нашу «программу».
Еврейская экология
Стремление человека к исправлению окружающего мира проявляется по-разному. Одно из этих проявлений мы видим в движении за экологическую чистоту. Иудаизм всегда признавал, что в людях заложена способность строить мир или, не дай Б-г, разрушать его.
На самом деле экология всегда была важной частью еврейской мысли. Однако иудаизм обращается в первую очередь к ее скрытой, «подводной» части, а не только к маленькой верхушке «айсберга», которую мы все знаем.
Когда Яаков бежал от своего брата Эсава, он остановился на ночлег в одном необычном, заряженном духовной энергией месте, где много позже был построен иерусалимский Храм. Готовясь ко сну, Яаков собрал несколько камней и лег, положив на них голову.
В Талмуде рассказывается, что эти камни стали спорить между собой, кому из них должна выпасть честь стать подушкой для головы великого праведника. Они оспаривали друг у друга эту привилегию, потому что знали, какой грандиозный взлет уготован предметам физического мира, если они используются святым человеком ради служения Б-гу.
Еврейская концепция чистой экологии гласит: когда мы выполняем мицву, Б-гоугодное дело, будь то красивый поступок, помощь нуждающимся или молитва, мы не только сами возвышаемся, но и возвышаем всю мировую экосистему, исправляем ее, делаем чище и лучше…