Важно понимать, что каждый «сложный» сюжет Торы содержит в себе разнообразные смыслы. Благодаря нашим мудрецам Тора приобретает многомерность, и мы получаем доступ к мистическим и психологическим измерениям Вечной книги.
Одним из самых мощных смысловых узлов является сюжет «Акедат Ицхак». Его часто переводят как «Жертвоприношение Ицхака», но этим мы сужаем диапазон смыслов.
Познакомимся с несколькими мистическими комментариями.
Каббалисты говорят, что во время «акедат Ицхак» у Ицхака «поменялась душа». У него как бы отлетела одна душа, а на ее место пришла другая.
Это описание также нуждается в расшифровке.
Прежде всего, это дает нам возможность осознать всю необычность личности Ицхака, который является одним из самых таинственных персонажей Торы. В частности, есть мистическое объяснение сюжета, повествующего о том, что Ицхак плохо видел или даже был почти слепым.
Этот момент является «дополнением» к истории о том, как у Адама «раскрылись глаза» после съедания запретного плода. Мистики говорят, что у Адама при этом закрылись духовные глаза и открылись «земные» (то есть грубые) глаза, и поэтому Адам (и Хава) увидел, что они голые. То есть для Адама открытие глаз было понижением статуса.
У Ицхака произошел обратный ход. То, что его (земные) глаза стали плохо видеть, означает, что у него открылись высшие (духовные) глаза. Благодаря новому уровню зрения Ицхак приобрел важные духовные качества и стал лидером.
Есть еще и другие следствия идеи «смены души».
В большинстве духовных традиций есть понятие инициации. Человека проводят через особые обряды, которые как бы включают в нем Высший уровень души. При этом в некоторых случаях человек как бы ощущает, что его «привычная» душа будто умирает, но на самом деле имеется в виду, что старая личность как бы уступает место новой — более продвинутой.
В определенном смысле старая душа сначала ощущает, что она как бы умирает. В современной терминологии это иногда сравнивают с понятием кризиса, когда старый режим работы уже не справляется и возникает возможность для появления нового режима.
Поэтому с мистической точки зрения «акедат Ицхак» являлся поднятием духовного уровня Ицхака и становлением его как одного из трех праотцев еврейского народа.
***
В главе «Хаей Сара» есть важный сюжет о том, как Авраам посылает своего доверенного человека по имени Элиэзер привести невесту для Ицхака.
Интересно, что в современном еврейском мире Любавичский хасидизм рассматривает этот сюжет как основу для важнейшей роли посланника (на иврите — шалиах). Дело в том, что ключевым элементом Хабада является фигура посланника — инициативного раввина, которого посылал Любавичский Ребе в различные места, где живут евреи, с целью оживления еврейской жизни. И раввин, прибывший на «место службы», рассматривает себя как посланник Ребе.
Очень важно, что посланник чувствует в себе мощные силы благодаря тому, что он выполняет миссию пославшего его великого человека. И когда мы читаем историю про Элиэзера, мы ощущаем, что он представлял не самого себя, а величайшего на тот момент духовного лидера, которым был Авраам. Это давало Элиэзеру силы, мудрость и настойчивость в выполнении миссии.
Очень интересно, что эти два сюжета имеют в себе как бы противоположные идеи.
Ицхак после «акеды» раскрыл в себе мощный личностный ресурс, который выстроил из него нового автономного лидера, который пошел отличным от своего отца путем. А Элиэзер ощущал свою неразрывную связь с Авраамом и был силен именно благодаря этой связи.
Каждый из нас должен стараться работать в обоих направлениях.
Если у нас есть авторитетный учитель, мы можем реализовываться, выполняя свою роль в рамках задач и миссии нашего учителя (как член его команды). Но мы также должны найти свой путь и стремиться максимально раскрыть свой потенциал, чтобы наша уникальность смогла реализоваться в мире. В этом смысле мы являемся как бы посланниками самого Всевышнего, и в этом суть миссии еврейского народа — быть представителями Б-га в земном мире. Причем на разных уровнях: на уровне личности, на уровне семьи и на уровне общины.
И также Государство Израиль должно видеть себя посланником Всевышнего, чтобы народы мира могли духовно расти с помощью взаимоотношений с Израилем.