Победа одержана промежуточная. Иной на промежуточных выборах быть она и не могла. Но так она внушительна, что даже превысила ожидания республиканских оптимистов.
Сенат ими надежно отвоеван, в Палате представителей их большинство еще более укрепилось. Губернаторами во многих штатах тоже избраны республиканцы, даже в Иллинойсе, многие годы считавшемся вотчиной Демократической партии. Сам президент прилетал в Чикаго поддержать своего однопартийца. Голосов это ему не прибавило. Пожалуй, даже убавило.
Прошедшие выборы знаменательны не только тем, что их результаты превысили ожидания республиканцев. Удивляет и то, как в своих ожиданиях опростоволосились демократы. Их номинально второе после президента лицо, вице-президент Джозеф Байден только за день до выборов в интервью телекомпании CNN утверждал, что контроль над Сенатом не перейдет к республиканцам: «Я прогнозирую, — сказал он, — что Сенат останется за нами». Куриная слепота. И этот прогнозист еще рассуждал, не выставить ли ему свою кандидатуру в президенты на следующих выборах!
Демократическая партия потерпела вполне объяснимое поражение. Его признал и внес им понимаемую ясность сам президент Обама, который на первой после выборов пресс-конференции, поздравив республиканцев с победой, заявил, что «американцы высказали свое мнение. Они хотят, чтобы политики работали так же старательно, как и остальные, и делали то, что от них требуется».
Политики, которые не делали то, что от них требуется, — это однопартийцы президента и его ставленники на высокие государственные посты. «Результаты выборов, — сказал президент, — наглядно продемонстрировали, что американцы в большинстве своем считают, что Вашингтон не справляется со своими функциями и что законодательная и исполнительная власти должны ответить за результаты своей работы». Должны ответить обязательно, кое-кого, возможно, и к уголовной ответственности стоит привлечь. Но сейчас не это актуально.
В целом тон президента был примирительным: он сказал, что готов сотрудничать с республиканцами на протяжении последних двух лет своего президентства. Очевидно, и республиканцы будут готовы к сотрудничеству с президентом по мере возможности и целесообразности. Вряд ли они могут затеять нечто вроде импичмента. Не только потому, что в Сенате не соберут двух третей. Просто потому, что для углубления распри, уже много лет ослаблявшей страну, время теперь самое неподходящее, так что придется сосуществовать.
Теперь американцам предстоит тяжелая работа, образно говоря, по ремонту государственной телеги и переводу ее из обамовского болота на твердый и верный путь. Желательно двухпартийное участие в этой работе, ибо телега-то у нас двухконная, пусть такая и сохранится. Главный вопрос, поставленный теперь перед победившими на выборах республиканцами: «Что делать?» Кто виноват — потом разберемся, а эти два года должны быть посвящены главным образом подготовке к выборам 2016 года, причем без промедления, которое — Ленин был прав — смерти подобно.
Республиканская партия, я бы сказал, не сама добилась того, что на этих выборах получила. Умонастроение большинства американцев в пользу Республиканской партии не в меньшей мере было сформировано сошедшим с ума левым крылом Демократической партии и незадачливым президентом за шесть лет их правления с безобразными провалами как во внутренней, так и во внешней политике государства. Провальный внешнеполитический тренд, поставивший США перед проблемой обеспечения собственной безопасности, создавший проблемы дружественным и союзным государствам, а международному терроризму, напротив, обстановку безнаказанности, особенно нетерпим.
Кто будет выдвинут кандидатом от Республиканской партии на пост президента США? Америка не может долго ждать ответа на этот вопрос. Ну хоть бы самовыдвиженец достойный объявился! Ибо обычная многоэтапная процедура партийной бюрократии, когда многочисленные конкуренты, как уже бывало, передерутся, друг друга публично понося, для нынешних чрезвычайных обстоятельств не годится. Времени остается мало, мы не видим того, за кого могли бы отдать голоса на следующих выборах, хотя, наверно, знаем, какой нам нужен президент. Такой, я думаю, каким был, например, 34-й президент США генерал Дуайт Эйзенхауэр. Его, кстати, вспомнил и Обама, назвавший нынешние выборы самыми проблематичными с 1958 года, когда Демократическая партия при республиканце Эйзенхауэре потеряла Сенат.
Я, кстати, служил при Эйзенхауэре. Офицером. В советской армии. В аэродромностроительном полку на Кольском полуострове. И вот расскажу, что мне из той жизни вдруг вспомнилось, когда на днях знакомился с новостями.
В 1956-м на взлетно-посадочной полосе тогда еще не введенного в эксплуатацию аэродрома в Мончегорске неожиданно приземлился истребитель Северного военно-морского флота, и перед группой наших офицеров предстал его пилот К., совершивший, как оказалось, вынужденную посадку. Парень был бойкий и общительный, представился, фамилию свою назвал, редкая была фамилия, но ее носили мои родственники, и жаль, что ближе с ним мне познакомиться не пришлось. Вот что он успел рассказать в те несколько минут, пока за ним не прикатили особисты.
Он гонялся за американским самолетом-разведчиком, который зашел в советское пространство со стороны Баренцева моря. Если бы сбил его, получил бы Звезду Героя, но как только приближался на расстояние прицельной стрельбы, американец включал форсаж и на высокой скорости отрывался. «Эх, уходит моя Звезда!» — огорчался пилот. Как ни старался, догнать не смог, порастратил боезапас, сжег топливо, пришлось садиться. А американец, как потом стало известно, полетал еще над Прибалтикой, все, что ему нужно было, разведал и ушел на запад. Маршал Жуков, сменивший на посту министра обороны относительно либерального Булганина, устроил тогда жестокий разнос командованию флота, воздушной армии и ближайших гарнизонов, всем, кто попал тогда под его горячую руку, но успех от этого разноса пришел лишь через четыре года, когда под Свердловском удалось сбить ракетой самолет U-2 с пилотом Пауэрсом, впоследствии обмененным на разоблаченного в США советского разведчика Абеля.
Вот такая история. Она к тому, что при Эйзенхауэре американские самолеты залетали в воздушное пространство СССР, и до поры их не сбивали только потому, что не могли догнать, а теперь, при Обаме, российские самолеты летают над Америкой, их могут догнать, но сбить не решаются. Хотя время теперь опять тревожное, почти военное.
Читаю на Би-би-си: «Британские истребители были подняты в воздух с целью перехвата российского стратегического бомбардировщика Ту-95». Ну и что, перехватили? Нет, не перехватили, только догнали, «визуально определили». «Ранее, — сообщило агентство, — стало известно, что службы слежения НАТО засекли 28 и 29 октября несколько групп российских боевых самолетов, участвовавших в крупных военных маневрах в европейском воздушном пространстве над Балтийским, Черным и Северным морями, а также над Атлантикой. По тревоге были подняты истребители F-16 Королевских ВВС Норвегии, пилоты которых идентифицировали российские самолеты — четыре стратегических бомбардировщика Ту-95 и четыре самолета-заправщика Ил-78. В последние месяцы активность российской авиации резко возросла над акваториями Балтийского и Черного морей, а также на Дальнем Востоке, у побережья Аляски».
Или вот еще: «Российские стратегические бомбардировщики Ту-95 по меньшей мере 16 раз за последние 10 дней вторгались в воздушное пространство США в районе Аляски, сообщает газета Washington Times со ссылкой на источник в Пентагоне… На перехват российских бомбардировщиков вылетали самолеты американских ВВС, однако до прямого противостояния в воздухе дело не доходило — Ту-95 быстро покидали чужое воздушное пространство».
Помню, слышал от вора-зэка в лагере близ Кандалакши, где мне пришлось до армии два года работать, такую присказку: «Купил-нашел, едва ушел, хотел отдать, да не могли догнать». Так и тут, ушли нарушители границы. Догнать-то их в данном случае могли, да политкорректность помешала. Вот если бы они бомбы сбросили, тогда другое дело. В 1941-м, вплоть до открытого гитлеровского вторжения, Сталин тоже соблюдал политкорректность по отношению к своему заклятому другу, самолеты которого много раз залетали через границу, но сбивать их он ни в коем случае не разрешал…
По информации нового генсека НАТО Йенса Столтенберга, «альянс находится в состоянии повышенной боеготовности в связи с появлением российской авиации в европейском воздушном пространстве». Ну это хорошо, а лучше бы хоть раз эту боеготовность на деле продемонстрировали. Для профилактики, чтобы впредь без приглашения не залетали. А то ведь могут и привыкнуть к вседозволенности, как уже привыкли, творя, что хотят, в Украине.
Возвращаясь к тому, с чего начал эту статью, удовлетворение основными результатами прошедших выборов выражу знаменитой фразой: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели». Но только тронулся, и, пока здоровые силы Америки развернут нашу телегу на верный путь, немало еще воды в реке времени утечет. Многое надо расчистить, восстановить и наладить. Однако, как говорится, цели ясны, задачи определены, так что за работу, господа республиканцы, закрепляйте промежуточную победу! Важно то, что Америка, переболев левизной, выздоравливает и, кажется, приобретает к этому вирусу иммунитет.
«Бабье лето» — в книгу Ларисы Ицкович вошли стихи о любви, о смысле жизни, а также сказки и стихи для детей.
«О людях и книгах» — сборник статей Семена Ицковича на актуальные темы литературной и политической жизни, о встречах автора с творческими людьми.
Стоимость каждой книги, включая почтовые расходы, $15. Заказать книги можно, прислав чек по адресу: S. Itskovich, 551 W. Huntington Commons Rd. Apt. B 125 Mount Prospect, IL 60056