Первое сентября – начало учебного года и страшной головной боли для израильских детей, учителей и родителей. На шекспировский вопрос, быть или не быть учебному году, ответа нет ни у кого. В первую очередь это касается городов и поселков прифронтовой полосы, но имеет прямое отношение и к большому Тель-Авиву, где родители тоже не хотят, чтобы их дети прятались под партами под вой сирены.
Срыв учебного года можно рассматривать как серьезное достижение ХАМАСа. В той войне, правила игры которой принял, к сожалению, Израиль, ХАМАС переигрывает его стратегически. То есть, у ХАМАСа стратегическая цель есть, есть программа минимум и максимум. Его конечная цель – провозглашение всемирного халифата через уничтожение Израиля. Израильское правительство стратегической цели уничтожения ХАМАСа и других террористических группировок в секторе Газы перед собой не ставит. Оно ограничивается подстрижкой и прополкой газона.
Итак, ХАМАС поставил перед собой стратегическую задачу уничтожения Израиля, и эта цель определяет средства. Пусть ракеты и минометные снаряды летят, что называется, в «белый свет», наугад, это неважно. Жители поселков и кибуцев прифронтовой полосы покинули свои дома, стали беженцами в собственной стране, как в 2005 году жители Гуш-Катифа.
На фоне этих серьезных стратегических достижений заявление министра обороны Моше Яалона, что тактической задачей Израиля является завершение переговорного процесса с ХАМАСом, выглядит довольно жалко.
Для выполнения этой тактической задачи правительство пошло на ликвидацию нескольких главарей террористов. После этого из Каира поступило сообщение о том, что Израиль и ХАМАС близки к подписанию соглашения. Остается открытым вопрос о том, кто будет диктовать условия соглашения. Судя по заявлению хамасовца Усамы Хамдана, условия перемирия ХАМАСу понравились. «На переговорах по прекращению огня в последние часы наметился позитивный и быстрый прогресс».
Подписание соглашения о перемирии на приемлемых для террористов ХАМАСа условиях – не единственное стратегическое достижение исламистов. Необходимо отметить, что игра в доброго и злого следователя, в исламских экстремистов и умеренных прагматиков, то есть, в ФАТХ и ХАМАС, приносит свои плоды. Пока ХАМАС устраивает военные провокации, подставляя под пули собственных детей, «умеренный» Абу-Мазен действует на международной арене, обращаясь в ООН с жалобами на Израиль.
В конце недели Абу-Мазен заявил, что вскоре предложит «неконвенциональное решение» арабо-израильского конфликта. Правда, объявлять войну Израилю он не собирается. «У меня есть дипломатические и политические средства», — пояснил «президент».
Свои идеи он собирается изложить госсекретарю Джону Керри, хотя совсем не уверен, что «администрация их примет, но мы собирается выступить и сказать, что такова наша позиция».
«Когда мы обратились за признанием в ООН, Соединенные Штаты возражали. Они также были против нашего обращения в Совет безопасности, Генеральную ассамблею и подписания 15-ти международных договоров и конвенций».
Хотя он, Абу-Мазен, уважает мнение сверхдержавы, «есть такие вопросы, по которым я ублажать Америку не могу, несмотря на мое величайшее желание сохранить наши добрые отношения. Америка помогает нам, но это не означает, что у нее есть право брать мое решение в заложники. В конце концов, нас поддержат наши арабские братья».
По данным газеты «Аль-Кудс», Абу-Мазен предложит «прекратить оккупацию и создать палестинское государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме». Собственно, ничего нового. Стратегическая цель уничтожения Израиля дипломатическим и политическим путем при полной поддержке мирового сообщества сохраняется, и поэтому «ублажать Америку» при наличии такой серьезной стратегической цели, Абу-Мазен не собирается.
Вот если у Израиля этой самой стратегической цели нет, а есть только тактическая – пересидеть очередного президента, подвирать о приемлемости «двух государств» и при этом молиться о том, чтобы арабы в очередной раз упустили шанс, и чтобы ХАМАС дал передышку на пару лет, то никогда и ни один премьер-министр не скажет, что «мы не можем постоянно ублажать Америку, так как у нас есть свои цели и принципы, которыми мы не поступимся».
На данный момент известно, что инициатива Абу-Мазена получила поддержку Евросоюза, России и Египта, и с ней Абу-Мазен намерен обратиться в Совбез, а если Америка будет против, то он просто распустит руководство автономии.
Абу-Мазен, по словам источника в Рамалле, хочет лишить Вашингтон «монополии» на ведение переговоров между ПА и Израилем и включить других игроков. В первую очередь, ООН. Он добивается «интернационализации» конфликта и оказания очень сильного политического давления на Израиль с тем, чтобы вынудить еврейское государство на самоубийственный шаг.
«Президент» автономии хочет, чтобы мировое сообщество поставило Израилю ультиматум и определило конкретные сроки ухода из Иудеи, Самарии и Иорданской долины. В противном случае он грозится пойти в Совбез и международный суд в Гааге.
«Израиль следует заставить прекратить оккупацию и согласиться на четкий график отступления», — сказал приближенный Абу-Мазена.
Естественно, во всех своих выступлениях он повторяет избитую ложь о том, что в секторе Газы «95% убитых вовсе не боевики, а женщины и дети». Политические обозреватели могут рассуждать о том, что ФАТХ и ХАМАС являются непримиримыми врагами, а, на самом деле, они давние союзники с четким разделением труда и дивидендов. Эта тактика применялась еще Ясиром Арафатом.
Кстати, распускать правительство национального единства с ХАМАСом он не собирается. «Мы сформировали ответственное правительство на Западном берегу и в Газе, и на данный момент у нас есть не менее пяти министров из Газы».
А напоследок я скажу, что объединяющей силой для всех этих «друзей мира» является «Исламское государство». Эти оплаканные и обласканные мировым сообществом «борцы за свободу Палестины» пробираются различными путями из сектора Газы в Ирак и Сирию, чтобы встать там под черное знамя «Исламского государства».
Возможно, не приходилось бы сейчас рассуждать о том, кто оказался в стратегическом выигрыше в итоге последней войны, если бы Израиль сознательно не принес стратегию в жертву сиюминутной тактике.
Подписание Ословских соглашений было тактическим трюком «Аводы» по покупке надежного электората на выборах 1992 года. Кстати, и эта тактика провалилась, так как арабы перестали массово поддерживать «Аводу» на выборах. Уход из сектора Газы и северной Самарии был тактическим трюком камарильи Шарона по закрытию уголовных дел против босса и устройству собственного бизнеса по разработке газового месторождения у берегов Газы и строительству казино. Идея безналоговой серой зоны была настолько привлекательна, что даже желания просчитать все варианты хотя бы на пару лет вперед не возникло.
Точно также тактическое маневрирование Менахема Бегина закончилось полным отступлением с Синайского полуострова. Кемп-Дэвидское соглашение было представлено как большое политическое завоевание Менахема Бегина. И только Любавичский Ребе не поздравил его, заметив: «А что будет через тридцать лет?»
Утверждение о том, что конечная цель Хамаса — это провозглашение всемирного халифата через уничтожение Израиля, это чудовищная для журналиста бесграмотность, просто глупость. Хамас — это локальная группировка, которая воюют с Израилем, используя все возможные для этого средства, включая теракты, для достижения своих локальных целей (построение арабского государства в границах 1948 г.). Хамас не имеет ничего общего ни с сирийско-иракскими исламистами, недавно провозгласившими халифат, ни с давно существующими Аль-Каидой, Боко Харам и прочими образованиями строго религиозного характера, преследующими строго религиозные цели. Отдельные хамасники могут иметь симпатии к различным исламистким движениям и некоторые даже примыкали к ним в прошлом, но Хамас как организация до сих пор довольно успешно выдерживает свою независимую локальную линию. На этом, кстати, базируется один из главных аргументов против полного уничтожения Хамаса.