Мы в этой жизни только гости, Всё поначалу было просто, Татьяна Снежина | Пришелец и поселенец я на Земле. Царь Давид |
Если мы возьмем статистику, то увидим странную картину: молодые люди меньше дорожат жизнью (возьмем хоть число самоубийств). Зато больше дорожат будущим миром. Число людей, возвращающихся к Б-гу в молодости, намного превышает число возвращающихся в старости. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. В молодости можно получить больше удовольствий, не так донимают болячки, да и вся жизнь впереди – радуйся себе с надеждой в старости наверстать!
Вероятно, привычка – «вторая натура» в старости особенно укореняется, не позволяя что-либо менять. А молодой ещё не так ценит жизнь, не настолько привык к ней – оттого легче и меняет, и утрачивает.
Попытаюсь разрядить даже такую трагическую тему, как смерть. В эпиграфе рано погибшая Танечка Снежина пишет, что «в этой жизни все мы гости». Вспомню анекдот: как представители разных народов идут в гости? Француз с цветами, англичанин с женой, русской с бутылкой, а еврей с двумя детьми. Возвращаются из гостей – француз с женой англичанина, англичанин с цветами, русский – с разбитой мордой, а еврей с двумя детьми и у каждого в руках по пирожку.
Я не хочу кого-то обидеть, ставить штампы. Это всего лишь анекдот. Но праведность состоит в том, что, возвращаясь из гостей в мир истины, надо сперва «дать каждому ребенку по пирожку» — то есть научить Торе и исполнению заповедей.
Вот как делал это наш праотец Яков. Когда ослабел и почувствовал, что конец его близок, он послал за Йосефом. Попросил сына, чтобы его не хоронили в Египте. Он взял с Йосефа клятву, чтоб его тело перенесли в Эрец Исраэль и погребли там. Яков обратился к Йосефу, а не к другим сыновьям, потому что только премьер-министр Египта мог выполнить его просьбу.
Почему же Яков попросил Йосефа поклясться? Он сомневался в его любви? Нет, ровно наоборот. Он знал, что Йосеф, любой ценой желая выполнить последнюю просьбу отца, может разругаться с фараоном и плюнуть на большой пост — а этого Яков не хотел. Клятву же отцу фараон уважит – он не захочет, чтобы Йосеф, безупречно клятву самому фараону соблюдавший, отведал хоть толику клятвоотступничества.
Истинные мотивы Якова, которыми он руководствовался, основаны на Торе. Первое — это то, что во время воскрешения из мертвых все евреи придут в Иерусалим. Как говорит Талмуд, мёртвые отправятся в путь по подземным ходам. И это мучительный процесс.
20 лет тому назад я по этой причине, вычитанной в книге, вернулся в Иерусалим.
Кроме того, Яков боялся, что его могилу превратят в место поклонения, подобно многим могилам настоящих и поддельных праведников.
Извиняюсь, вдруг я опять вспомнил анекдот. В одном городе жил богатый еврей. Значительную часть своих денег он тратил на всевозможные еврейские проекты. Об этом услышал знаменитый праведник. Решил его навестить. Хозяин восторженно принял его, накормил и потом уложил спать. Ночью праведник проснулся и увидел хозяина с топором, крадущегося к его кровати. «Что ты делаешь?» — удивленно воскликнул он. «Ребе, у меня в городе всё есть: ешива, детский сад, больница, всевозможные курсы, не хватает только могилы праведника. Ребе, тогда такой идишкайт разовьётся!»
И последнее. Яков знал, что в Египте будет казнь вшами, не хотел, чтобы они ели его тело. Так что фраза: «После меня хоть потоп» — это антоним поведения праведника.
Как же Йосефу удалось выполнить просьбу отца? Если бы он изложил аргументы Якова, фараон оскорбился бы. Йосеф в качестве аргумента привёл свою клятву и желание отца быть похороненным в семейной усыпальнице. А в то, что почёт после смерти означает богатое захоронение, фараон твёрдо верил. Вспомним знаменитые пирамиды. Поэтому он выполнил просьбу Йосефа.
Каждому – своё.
Так что, дорогие сотрапезники на пире жизни, так уж сильно боятся конца не надо. Или надо? Ведь расхожая фраза: «смерть всех уравнивает» имеет антиномию: «отправляясь в путь, отдай долги»…