Когда собираются несколько десятков умных людей, это всегда идет на пользу, даже если непосредственных результатов их встречи сразу не видно. А если эти десятки людей при этом еще и евреи, можете не сомневаться, со временем окажется, что польза очень большая. Только вот с каким временем?
У нас все запрограммировано. Месяц назад мы знали, что с нами будет с точностью до дня. Сначала на наши города падают ракеты. Потом ЦАХАЛ начинает долбать их огневые точки. Все цивилизованные политики выражают сочувствие Израилю. Нецивилизованные политики в расчет не принимаются. Ободренный Израиль вводит войска в Газу. Мир затихает. Через несколько дней начинается вонь. СМИ льют слезы по невинно убиенным. На площадях перед нашими посольствами каждый третий вопит: «Не могу молчать!» Цивилизованные политики один за другим перестают быть цивилизованными и экстренно превращаются в бойцов за мир. Израиль расшаркивается, и ЦАХАЛ уходит, оставляя недоразрушенные туннели, недовзорванные ракеты и недостреленных террористов. А через год плюс получает дежавю.
Чтобы хоть как-то начать разговор о том, как изменить такой алгоритм, в Кнессете 21 июля был проведен симпозиум на тему «Релегитимизация Израиля в глазах мирового сообщества».
Симпозиум проводился председателем фракции «Наш дом — Израиль» Робертом Илатовым и председателем фракции «Еврейский дом» Аелет Шакед. Открывший симпозиум Роберт Илатов поставил проблему в единственно правильной плоскости. Ключевой вопрос — Иудея и Самария. Как мы называем эти земли? Оккупированные? Спорные? Наши? От того, какой ответ мы сами дадим, зависит не только легитимность нашего удерживания данных территорий, но и легитимность самого существования еврейского государства.
Ответом на вопрос Илатова прозвучало блестящее выступление молодого профессора юридического факультета Северо-Западного университета (Чикаго), преподавателя международного и конституционного права Евгения Канторовича. Я написал «молодого» и понял, что этим ничего не сказано. Представляете — внешность, как у пятикурсника, и глубина анализа, как у академика. Помню его замечательную статью в «Маофе» несколько лет назад, где он с легкостью доказывал полную легитимность так называемых незаконных поселений с точки зрения международного права.
Вот и сейчас неожиданно для всех профессор заговорил не о наших краях, а о Крыме.
«Почему весь мир считает Крым украинским? — спросил он. — Может быть, население его смотрит в сторону Украины? Ничего подобного, большинство жителей поддержало российскую агрессию. Может быть, исторически это украинская земля? Да никогда! В чем же дело?»
Ответ оказался парадоксален: дело не в чем, а в ком. В Хрущеве.
«В 1954 году Никита Сергеевич Хрущев подарил Крым Украине. Не спросив русских. Не спросив украинцев. Дара диктатора (все советские руководители в силу отсутствия выборов были по сути диктаторами — А. К.) оказалось достаточно, чтобы юристы всего мира однозначно сочли Крым украинским. Потому что — и здесь мы подходим к главному правилу — границы вновь появившейся страны должны соответствовать границам ранее существовавшего на этом месте административного образования. Так, например, определялись границы бывших колоний, когда они получали независимость.
В нашем случае Израиль стал таким же правопреемником подмандатной Палестины, чья территория, как известно, простиралась от Иордана до Средиземного моря.
Нам говорят, все правильно, но была еще резолюция ООН от 27 ноября 1947 года, было заключенное 3 апреля 1949 г. на острове Родос перемирие между Израилем и Трансиорданией, зафиксировавшее сложившееся в результате боевых действий положение, и была резолюции 242 Совета Безопасности ООН, потребовавшая вывода израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных во время конфликта.
Все правильно. Но дело в том, что Генеральная Ассамблея ООН не может изменять границы государств, а следовательно, к данному вопросу отношения вообще не имеет. Что до соглашения с Иорданией о перемирии, то оно (в отличие, скажем, от мирного договора) по самой сути своей является временным и выверять по нему границы просто смешно! (А ведь именно оно определило пресловутые границы 1967 года! — А. К.) И наконец, резолюция 242. Вот здесь-то и начинается самое забавное. За историю СБ ООН было принято всего 17 резолюций о том, что некая страна должна вывести свои войска с территории другой страны. В 16 из них либо указано, из каких районов войска должны быть выведены, либо заявлено, что убирать надо все войска. И только в одной резолюции о том, откуда надо выводить войска, не сказано ни слова. Даже артикли в разных языках стоят разные, внося дополнительную путаницу. Это резолюция 242.
Так что ни резолюция 1947 года, ни резолюция 1967-го, ни перемирие 1949-го тут ни при чем! А вот что — увы! — при чем, так это размежевание 2005 года. К сожалению, наш уход из Газы юридически вполне может котироваться как отказ от этой территории. Но что касается Иудеи и Самарии, с точки зрения международного права эта земля наша и только наша. А что же мы, получается, празднуем в День Независимости? Да выходит только одно — то, что из принадлежащего нам у нас не отобрали еще больше. Как говорил мой отец: “Еврейское счастье!”» Последние слова были произнесены по-русски.
Вы знаете, на меня все, что говорил этот профессор в кипе, произвело впечатление. Приятно сознавать свою правоту перед народами мира не только по Б-жественным меркам, но и по земным. Да и для них зачастую эти аргументы куда весомее.
После Евгения Канторовича слово берет известный востоковед Мордехай Кедар (Бар-Илан). Он в юридические тонкости не вдается, просто выдвигает три конкретных, хотя и экстравагантных предложения. «Во-первых, — говорит он, — все, кто летал в Бен-Гурион и из Бен-Гуриона, видели у себя на билетах надпись TLV. А почему не JSM? Бен-Гурион расположен не в окрестностях Тель-Авива, а между Тель-Авивом и Иерусалимом. ТLV — это уступка принятой по умолчанию точке зрения, что столица Израиля это Тель-Авив. Таких уступок делать нельзя. Если мы хотим легитимизации Иерусалима как столицы нашей страны, мы должны добиваться этого. Не такой уж это пустяк». Разумеется, он прав. Такие мелкие символы, как три буковки в авиабилете, могут иметь большое психологическое значение. Не зря же, скажем, все враги Израиля от почившего в бозе КГБ СССР до здешних левых пропагандистов придают такое значение внедрению в наше сознание несуществующего понятия «палестинец». Второе, на что обрушивается Мордехай Кедар, это все тот же День Независимости, которому уже досталось от профессора Канторовича. Кто сказал, что наше государство существует 64 года? С какой стати мы позволяем затирать тот факт, что мы не приехали на новое место, а вернулись сюда после временного отсутствия? Так что не 64-ю годовщину нашего государства надо праздновать, а 2664-ю.
А что? Поначалу кажется бредом, но если удастся внедрить — представляете, какой эффект? Уже никому не придет в голову сказать, что мы оккупируем Шхем, откуда некогда началось наше заселение Эрец Исраэль, или Хеврон — нашу первую столицу.
Ну и третье предложение Мордехая Кедара вечером того же дня озвучил Авигдор Либерман. Речь шла о том, чтобы закрыть канал «Аль-Джазира» как занимающийся антисемитской пропагандой и откровенным подстрекательством, и объявить врагом Катар, являющийся главным спонсором ХАМАСа. Я рад, что идеи Мордехая Кедара уже начали овладевать если не массами, то мозгами власть имущих.
Собственно, выступали многие, и интересными в той или иной степени были все выступления. Пустой говорильни почти не было. Приводились зачастую отвратительные факты. Так, Михаэль Орен из организации «Им тирцу» привел доказательства того, что в школах, созданных и руководимых UNRWA — организацией при ООН, которая помогает палестинским беженцам, детей открыто обучают ненависти к Израилю. Впрочем, после того как эту гуманитарную организацию застукали за передачей ракет ХАМАСу, подобные педагогические экзерсисы, конечно, бледнеют.
Горечью было наполнено выступление ветерана израильской дипломатии Цви Мазеля, бывшего посла нашей страны в Египте, Румынии и Швеции. Вы его должны помнить — это он в Стокгольме раздолбал памятник арабской террористке, устроившей взрыв в ресторане «Максим» в Хайфе. Он рассказал, как когда-то утверждение о том, что существует палестинский народ, вызывало такой же гомерический смех, какой вызывает сегодня утверждение, что этого народа не существует. И сейчас, когда мы пытаемся доказать эту очевидную вещь, на нас накидываются сотни тысяч разбросанных по всему миру организаций — коммунистических, арабских, нацистских. Наши руководители нам говорят: «Не раскачивайте лодку!» А лодку раскачивать надо!
Надо. И это главный вывод симпозиума. Это главный посыл на первом этапе борьбы за разрушение образа врага, который навязывают нашей стране в глазах всего мира. Добавлю, что в числе организаторов симпозиума был и Юридический форум за Эрец Исраэль. Как сказала его пресс-секретарь Маша Писецкая, «пока в информационной войне атакуют они. Надо переломить ситуацию».
Александр КАЗАРНОВСКИЙ