Кража
«В общежитии нашей школы произошла кража. Что делать?» — с этим вопросом Иехуда Розенберг обратился к реб Меиру Хадашу…
Иехуда Розенберг, директор школы «Амана» в Кфар-Сабе, посещал занятия иерусалимской иешивы «Атерет Исраэль», в которой я удостоился учиться. Духовным руководителем иешивы, ее машгиахом был рав Меир Хадаш, ученик легендарного рава Носона Цви Финкеля — алтера из Слободки. Рав Финкель переехал с частью своих учеников из Слободки в Хеврон. В 1929 году арабы учинили кровавую резню еврейской общины Хеврона. Те, кто чудом спаслись, основали иешиву «Хеврон» в Иерусалиме. Рав Меир Хадаш стал ее машгиахом, духовным руководителем, а в дальнейшем возглавил и отпочковавшуюся от нее иешиву «Атерет Исраэль». Меир Хадаш стал прославленным педагогом, воспитавшим много поколений учеников. Он вел занятия для учителей Торы, на которые люди съезжались со всех концов страны. Одно из таких занятий и посещал Иехуда Розенберг, который обратился к раву Хадашу с вопросом о краже. Впрочем, директор уже знал, что кражу совершил один из его учеников. Однако перед ним стояла педагогическая дилемма: как правильно поступить в этой ситуации? Вызвать и заставить признаться?
…Ответ рабби Меира потряс директора: «Пока ничего не делай! Не вызывай ученика и, главное, не показывай ему даже намеком, что ты подозреваешь его в воровстве!»
Не видеть зла!
«Некоторые думают, что хороший воспитатель — это тот, кто умеет оперативно расследовать происшествие и найти виновного. Это огромная ошибка! — повторял реб Меир (так с любовью называли его ученики), рассказывает его дочь Шошана Эзрахи в книге «Машгиах». — Если ты застал ученика с поличным, полностью доказал ему его вину, то можешь потерять его. Он не услышит твоих упреков, а начинает оправдывать себя, защищаться…
Главное правило: не ищи в людях недостатков! Не открывай ученику все, что ты о нем знаешь. Иногда нужно уметь не видеть… не слышать… не реагировать!
Научись давать человеку “фиговый листок”, за который он сможет спрятаться от стыда. У него будет шанс осознать свою ошибку без страха и нажима извне. Тогда он сможет проявить свободу выбора и выйти на правильный путь».
Смолчать!
Однажды реб Меир вернулся в иешиву из загородной поездки. Один человек тут же сообщил ему, что несколько учеников решили без разрешения сбежать с занятий в город. «Они стоят за углом в ожидании попутной машины», — сказал он взволнованно.
Оба быстро направились туда. Но как только реб Меир увидел учеников издалека, сразу же повернул обратно. «Почему ты не подошел к ним и не упрекнул их?» — удивился «осведомитель». «То, что я должен был узнать, я уже знаю, — ответил ему реб Меир. — Но я не хочу, чтобы они это знали. Если ученику стало известно, что ты узнал о его проступке, то ему уже нечего терять. Если же он полагает, что ты еще ничего не знаешь, то он скорее готов прислушаться к твоим словам и исправиться. Не загоняй его в угол, а оставляй ему возможность с честью сохранить свое лицо. И делай это с уважением к его чувству собственного достоинства»…
«Однажды я шел по улице, щелкал семечки и вдруг… встретил реб Меира, — рассказывает один из учеников иешивы в книге воспоминаний «Машгиах». — Он не сделал мне замечания, но я знал: реб Меир считает, что это не подобает достоинству изучающего Тору человека. Я ждал, что он вызовет меня к себе. Прошел день, два, неделя, а реб Меир так меня и не вызвал. Тогда я как-то зашел к нему. Реб Меир, как всегда, тепло встретил меня. Завязалась непринужденная беседа. Мы обсуждали тему достоинства человека, сотворенного по образу и подобию Всевышнего. Так же непринужденно обсудили изречение Талмуда: “Тот, кто ест на улице, уподобляется собаке”. Вместе пришли к выводу, что изучающий Тору человек несет большую ответственность. Он — принц, сын Царя, представляет Всевышнего в этом мире. Ученик иешивы должен думать о том, какое впечатление он производит на окружающих. В течение всей беседы реб Меир не упомянул о нашей встрече на улице, не было и намека на семечки. Я же с тех пор больше семечки на улице не грызу».
Однажды перед «Неилой», заключительной молитвой Йом-Кипура, реб Меир говорил о том, как важно человеку контролировать свою речь, а иногда уметь смолчать, особенно в момент горячего спора. «Весь мир существует во имя того, кто умеет смолчать в момент ссоры», — привел слова Талмуда реб Меир (Хулин, 89).
Намеки
Множество раз реб Меир мог проявить свой гнев, но молчал и продолжал с уважением и терпением воспитывать своих учеников. У кого учился реб Меир этому искусству молчания? У своего великого учителя алтера из Слободки! А у кого учился алтер? Этот же вопрос мудрецы задают о Моисее, комментируя его удивительное терпение.
«Вот слова, которые говорил Моисей всему народу Израиля за Иорданом, в пустыне Арава, против Суфа, между Параном и Тофелем…» (Дварим, 1:1). Но почему перечисляются все эти географические названия? Зачем нужны эти детали? Потому что в этих названиях содержатся намеки на грехи, совершенные евреями в Синайской пустыне. Раши говорит: «Вот слова — это слова упрека. Потому (Моисей) перечисляет здесь все места, где (евреи) гневили Всевышнего. (Моисей) же говорил намеками из уважения к народу Израиля».
Разве не лучше упрекать без намеков, называя вещи своими именами? Впрочем, человек не слышит слов упрека, высказанных в прямой, унижающей его форме. Если же ты с уважением к человеку намекнешь на его недостаток, то твои слова имеют шанс достичь не только ушей, но и сердца слушателя.
Грубый упрек, высказанный без уважения, является не исполнением заповеди, а грехом!
Конечно, бывают ситуации, когда молчать нельзя. Обязанность упрекнуть ближнего, помочь ему выйти на правильный путь — заповедь огромной важности.
«Упрекни ближнего твоего и не понеси за него греха» (Ваикра, 19:17). Если ты можешь ее исполнить, а проявляешь безразличие, то твое молчание — знак согласия, ты разделяешь его грех, становишься соучастником преступления, как сказано: “Не понеси за него греха”», — говорит Рамбан.
Однако у этой заповеди есть и другая сторона, обязывающая упрекать с особой деликатностью: «Не понеси за него греха». «Упрекая, не стыди, то есть не заставляй его бледнеть прилюдно», — комментирует Раши. По его мнению, упрекать нужно так, чтобы при этом не брать на себя грех, делать это с уважением, не унижая человеческого достоинства…
«В сороковом году… говорил Моисей с сынами Израиля…» (Дварим, 1:3). Моисей упрекает евреев за события сорокалетней давности, потому что все это время молчал. «У кого он учился? — спрашивает Раши. — У Яакова, который… сказал: “Реувен, сын мой, открою тебе, почему я не упрекал тебя все эти годы: чтобы ты не оставил меня и не пошел к (негодяю) Эйсаву”…. И так же Йехошуа… так же Шмуэль… так же Давид (наставлял) сына своего Соломона».
Кончено, бывают ситуации, в которых мы готовы взорваться от гнева и наконец сказать кому-то все, что мы о нем думаем.
Как раз в это мгновение стоит вспомнить о Яакове, который сдержался и ждал подходящего для упрека момента всю жизнь. Он понимал, что неправильно выраженный упрек может навредить сыну, подтолкнуть его к негодяю Эйсаву. И если Моисей терпеливо ждал сорок лет, то, может быть, и мы можем сдержаться, смолчать и подождать хотя бы до утра?
Мужчинам дети достаются легко и приятно, отсюда их более спокойное отношение к их безопасности. Ни одна мама, я думаю, не согласилась бы, чтобы её ребёнок, (которого она отправила в иешиву учиться, и рассчитывает, что он находится под присмотром), болтался по ночам не известно где, пока раввин проводит педагогические эксперименты. Хорошо ещё, я надеюсь, что всё обошлось, и дети остались живы-здоровы после своих поздних прогулок.
А в семье, как известно, дети копируют поведение родителей. Лживое, неискреннее, лицемерное поведение родителей, как бы они не претворялись хорошими и честными людьми, подаёт детям дурной пример, учит их лгать, делает их непорядочными людьми.
Если родители не делают замечания ребёнку, который своровал деньги, провёл не известно где ночь, то видя такое притворство и игру, как должны себя вести другие, подрастающие в этой семье, дети? Это как гирлянда с последовательным включением лампочек: одна, другая, следующая.. Не дом, а сплошное лицедейство. Кто кого перехитрит. Чему же удивляться, когда ложь здесь становится нормой ! И делать вид, что не заметили – в корне не верно. А бояться испортить отношения с ребёнком – это проявление слабости и трусости.
И Тора призывает нас: » Удались от лжи!»
КИЦУР ШУЛЬХАН АРУХ
Рав ШЛОМО ГАНЦФРИД
С ПРИЛОЖЕНИЕМ ЗАПОВЕДЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
С КРАТКИМИ ПРИМЕЧАНИЯМИ НА ОСНОВЕ
МИШНА БРУРА
К ТЕМ МЕСТАМ, ГДЕ ЕГО МНЕНИЕ РАСХОДИТСЯ С МНЕНИЕМ АВТОРА КИЦУР ШУЛЬХАН АРУХ
Конгресс Еврейских Религиозных Организаций и Объединений в России
Москва 1999*5760
ЗАКОНЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ,ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ТОРЫ
1. Каждый отец обязан воспитывать и приучать своих малолетних детей1 к выполнению всех заповедей, будь то заповеди из Торы или заповеди, данные мудрецами. И к выполнению каждой заповеди следует приучать сына или дочь соответственно их разуму. И также следует приучать их избегать нарушения запретов, как сказано в Писании: «Воспитывай юношу согласно пути его…». Если ребенок не поддается словесным увещеваниям, его бьют палкой и т.д.; однако не следует бить его жестоко, розгами и т.д. И всякий разумный человек будет поступать в соответствии со здравым смыслом.
Больше всего следует обращать внимание на то, чтобы ребенок НЕ ЛГАЛ, и приучать его говорить слова правды и избегать клятв (см. выше, глава 67, параграф 9). И все это обязаны делать как отцы, так и учителя.