Как пробивалась мысль. Недельная глава Торы «Дварим»

 Восход солнца в Иерусалиме. Художник Александр Левин
Восход солнца в Иерусалиме. Художник Александр Левин

Готовя евреев к вступлению в Эрец Исраэль, Моше говорит намеками о грехах поколения пустыни. Он вспоминает трагическую историю с разведчиками. Если бы евреи не поверили их пессимистическому отчету, а сразу вошли в Страну Израиля, Б-г дал бы им всю обещанную землю. Но они не приняли этот драгоценный дар, и в результате все поколение было приговорено к постепенному вымиранию в пустыне. Моше с горечью говорит, что он тоже лишился права вступить в Эрец Исраэль. Опомнившись в тот трагический день, евреи попытались исправить положение: они бросились в атаку на превосходящие силы эмореев, не слушая предостережений Моше, что Б-г не поддержит их, и потерпели разгром. Отныне им запрещено сражаться против царств Эсава, Моава и Амона, земли которых не войдут пока в состав Страны Израиля. Ее завоевание начнется с царств Сихона и Ога и будет проходить естественным путем, без видимой поддержки Б-га.

«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана, в пустыне, в степи, против Суфа, между Параном, и между Тофелем, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Захавом» (1:1). 

Для чего Тора перечисляет все эти географические пункты?

Прежде чем сказать человеку что-то нелицеприятное и побудить его к исправлению, надо подумать, как это лучше сделать. Прямой упрек даст обратный результат, вызовет инстинктивное сопротивление. Он начнет оправдываться: «Я не мог по-другому», — или перейдет в контратаку: «Посмотрел бы я на тебя, если бы ты оказался в моем положении».

Психологи рекомендуют «пробивать» свою мысль осторожно, намеками, избегая прямого давления. С помощью словесных маневров незаметно миновать «переднюю линию обороны», прорваться в подсознание и посеять там сомнения и мучительные размышления в надежде, что они приведут к искреннему раскаянию, желанию изменить себя и свое поведение.

Именно так действовал Моше Рабейну. В каждом из упомянутых им мест евреи грешили или бунтовали против Б-га: «в пустыне» они тосковали по «горшкам с мясом»; «в степи» (бе-арава) — увлеклись дочерьми Моава и языческими богами; «против Суфа» (Красного моря) — не поверили, что Всевышний переведет их на другой берег, спасет от колесниц фараона; «между Параном, и между Тофелем, и Лаваном» — они жаловались на ман, на однообразие своего питания; «и Хацеротом» — поддержали бунтовщика Кораха; «и Ди-Захавом» — поклонялись золотому тельцу («захав» — на иврите «золото»).

Моше дает сынам Израиля предсмертные наставления. Перед его пророческим взором раскрывается вся историческая перспектива, череда вековых скитаний и трагедий еврейского народа. Он хочет, чтобы его предостережения глубоко отпечатались в коллективном сознании нации и, по возможности, ослабили, нейтрализовали те пагубные тенденции, которые проявились в пустыне и которые могут завести (и, к сожалению, не раз заводили) их в беду. Лобовая атака, прямые и горькие упреки не дали бы эффекта. Поэтому Моше не стремится шокировать слушателей обличительными речами. Он осторожно, исподволь закладывает семена самоанализа, которые дадут благоприятные всходы уже после его смерти.

Психологический или, если хотите, психоаналитический талант Моше Рабейну проявился еще в одной фразе. Моше подробно наставляет еврейских руководителей и судей и в конце говорит: «А дело, которое будет слишком трудно для вас, оставьте мне, и я выслушаю его» (1:17).

Обратите внимание. Моше говорит не «решу» дело, а всего лишь «выслушаю». Он прекрасно знает, что далеко не все проблемы можно решить, есть среди них и принципиально неразрешимые. Но когда человек рассказывает о своей беде, исповедуется перед внимательным слушателем: другом, женой, случайным попутчиком, врачом-психотерапевтом, раввином, ему становится легче и положение уже не кажется таким безысходным — в конце туннеля уже брезжит свет. В конце концов решение, хотя бы частичное, обязательно находится. А в душе остается благодарность человеку, который взвалил себе на плечи часть твоей ноши, проникся твоей болью. Таким человеком был наш величайший ребе — Моше Рабейну.

«Не бойся и не страшись!»

Нынешний раздел «Дварим» мы читаем в канун девятого ава — годовщины разрушения Первого и Второго Храмов. На это число выпали также и другие трагические события в истории еврейского народа. 

Трудно подыскать в Торе более подходящий для этой печальной даты раздел. Главная тема в «Дварим» — грех разведчиков. Из традиции мы знаем, что еще задолго до гибели Храма девятое ава было помечено черной меткой. В этот день 33 столетия назад разведчики принесли пессимистический отчет о Святой Земле, и евреи отказались войти в нее, нарушив тем самым волю Творца. В ту ночь они плакали. В наказание Б-г оставил евреев на сорок лет в пустыне, пока не вымерло поколение рабов. Эрец Исраэль завоевали их дети. В память о том тяжком грехе и в назидание будущим поколениям дата 9 ава стала несчастной на все времена.

Читая сегодняшний раздел, мы вместе с Моше заново переживаем тот трагический эпизод со всеми его подробностями. С высоты своего исторического опыта мы видим, какими далеко идущими последствиями может отозваться бунт против Б-га. Раздел «Дварим» предостерегает нас от пренебрежительного отношения к Эрец Исраэль, требует проявлять больше любви к нашей Святой Земле, больше душевной привязанности; он учит нас патриотизму в самом чистом, истинном значении этого слова.

В канун поста 9 ава Всевышний как будто говорит нам: «Не повторяйте ошибку поколения пустыни. Поддержите не тех десятерых разведчиков, которые убеждали евреев не переступать границу Святой Земли, а двух других — Калева и Иегошуа, заявивших во весь голос: «Страна эта очень и очень хороша!»

Если мы, современные евреи, сумеем исправить негативное влияние греха разведчиков, грехи тех евреев, чье пренебрежение к Торе вызвало несколько веков спустя разрушение Первого Храма, и грех беспричинной ненависти друг к другу, приведший, как утверждают мудрецы, к гибели Второго Храма, — если мы решим эту сверхзадачу, то удостоимся подлинного национального возрождения: будет отстроен Третий Храм, все евреи вернутся в Эрец Исраэль и к вечным идеалам Торы.

Напоминая о непреходящей ценности Страны Израиля для евреев всех поколений и о страшном гневе Б-га на тех, кто пренебрегает Его величайшим даром, раздел «Дварим» готовит нас к посту 9 ава, к глубокому осмыслению его уроков. 

Прислушайтесь, насколько актуально звучит предсмертное обращение Моше Рабейну к народу, который он вывел из египетского рабства «на вечную свободу»: «Смотри, дал тебе Б-г страну эту, иди и овладей ею… не бойся и не страшись!» 

Таково завещание величайшего еврейского вождя и пророка. Таково указание Творца, дошедшее до нас в Его вечной Торе. Опровергая «прагматичную» позицию разведчиков, считавших, что только в «оранжерейных» условиях пустыни, под непосредственной защитой Творца евреи могут вести жизнь по Торе, Моше вновь и вновь подчеркивает: нет, не стерильная идиллия пустыни, а Эрец Исраэль с ее будничными заботами и есть самое подходящее, реальное место для народа Израиля, для его духовного и физического процветания.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора