Как писал Александр Галич, «ох, ему и всыпали по первое… По дерьму, спелёнутого, волоком! Праведные старцы, брызжа пеною, обзывали жуликом и Поллоком!» В федеральный суд Южного округа Нью-Йорка доставили художника Джона Ре, которого обвиняют в подделке шести десятков картин идеолога и лидера абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока на общую сумму 1,9 млн долларов.
54-летний Ре живет в поселке Ист-Хэмптон-Вилледж, на Лонг-Айленде, и местная полиция задержала его там в пятницу утром за управление машиной без прав, но это был лишь предлог, и арестованного тут же передали агентам ФБР. Представитель федеральной прокуратуры Джерика Ричардсон сообщила, что после предъявления обвинений в мошенничестве Ре был освобожден под залог в 150 тысяч долларов. Получая у судьи-магистрата ордер на арест Ре, агент ФБР Мередит Савона из отдела борьбы с похищениями и подделками произведений искусства уточнила, что подделкой картин Поллока художник занимался с 2005 года, сочинив историю, будто в 1999 году он случайно наткнулся на целый склад картин Поллока при расчистке подвала некоей Барбары Шулте, вдовы реставратора живописи, умершего три года назад. Позже Барбара Шулте уехала с Лонг-Айленда в Массачусетс и в прошлом году тоже умерла.
Поллок с женой Ли Краснер жил в Ист-Хэмтоне с 1945 года. Они купили обычный двухэтажный фермерский дом с сараем, в котором Джексон устроил мастерскую и с 1947 года стал работать на холстах огромного размера. Он расстилал их на полу и разбрызгивал краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности, за что получил кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper) по созвучию с британским Джеком Потрошителем (Jack the Ripper). Поллок всю жизнь сильно пил и погиб в ДТП 11 августа 1956 года в возрасте 44 лет, когда вел машину в нетрезвом состоянии.
После его смерти галерея Поллока продала все работы, оставшиеся в студии, включая те, которые были не готовы. С годами его картины чудовищно подорожали — полотно «Выгляди как обезьяна» 1952 года было продано в 1973 году за два миллиона долларов, в то время это была рекордно высокая цена за произведение современного искусства. В 2006 году на аукционе Sotheby’s за работу «№ 5, 1948» было предложено 140 млн долларов, и эта картина на тот момент стала самой дорогой.
Джон Ре попал в точку, хотя его цены не могли не вызывать подозрение. Один обманутый мошенником коллекционер приобрел у него в марте 2005 года 58 картин мнимого Поллока за 519 890 долларов, хотя подлинники стоили бы в десятки раз дороже. Другой коллекционер купил у Ре в 2006 году 12 «псевдополлоков» за 894 500 долларов, что ближе к истине, но, когда он отправил одну из картин на экспертизу, ему сообщили, что она написана красками, которых при жизни Поллока еще не существовало.
Разоблачить мошенника Джона Ре помог Международный фонд исследований произведений искусства (The International Foundation for Art Research), эксперты которого проверили 45 купленных у него картин, ни одна из которых не была подлинником.
Третьей жертвой Джона Ре в 2012 году стал коллекционер, купивший три поддельных картины Поллока за 475 тысяч долларов, четвертым оказался коллекционер из Техаса, а пятым — из Нью-Йорка. В обвинении не уточняется, сколько подделок и за какую сумму они приобрели. В 1995 году Джона Ре арестовали за участие в группе фальшивомонетчиков, которые на домашнем принтере подделывали 20-долларовые купюры. Тогда он признал себя виновным и получил от двух с половиной до семи лет тюрьмы.