«Странствующий монах» Боу Бергдал и узники лагеря «Гитмо»

Президент Барак Обама с родителями сержанта Бергдала в Белом доме
Президент Барак Обама с родителями сержанта Бергдала в Белом доме

Рано утром в прошлую пятницу сержант армии США Боу Бергдал, ставший очередным героем нашего времени, вернулся на родину после 5 лет в плену у афганских талибов.
Как сообщил представитель Минис­терства обороны контр-адмирал Джон Керби, 28-летний Бергдал прибыл с базы ВВС США Рамшейн в Германии на базу армии США Форт-Сэм в техасском городе Сан-Антонио, где находится госпиталь Brooke Army Medical Center, в котором он пройдет «следующую фазу процесса реинтеграции». Эта фаза продлится неопределенное время, и, как заявил Керби, «наше внимание сосредоточено на его здоровье и благополучии», а министр обороны Чак Хэйгел «уверен, что армия предоставит сержанту Бергдалу необходимую заботу, время и место для полного выздоровления и реинтеграции».
За два дня до этого Хэйгел давал показания в комитете Палаты представителей по вооруженным силам и сообщил, что сразу после освобождения Бергдала доставили в госпиталь вооруженных сил США в городке Ландштуль, на юго-западе Германии. «Его задержали, так как наши врачи не считали, что он готов, — пояснил Хэйгел. — Дело не только в физическом состоянии, этот парень провел почти пять лет Б-г знает в каких условиях. Дело не в том, чтобы он просто мог встать на ноги и дойти до самолета». Министр назвал это «излечением от травмы плена».
Ожидается, что в Сан-Антонио уроженец Айдахо сержант Бергдал встретится с членами семьи.
История «героя нашего времени» сегодня известна всему миру. Боу Бергдал родился в семье христиан-пресвитерианцев, учился дома, увлекался фехтованием, боевыми искусствами, балетом и буддизмом. В 2006-м он вступил в Национальную гвардию своего штата Айдахо, однако после 26 дней подготовки был отчислен по «неуточненной причине», но его близкая знакомая Ким Харрисон говорит, что причиной была его психика.
Когда в 2008 году Боуи записался в армию, Америка воевала в Ираке и в Афганистане, и на военную службу принимали без обычной тщательной проверки уголовного прошлого, состояния здоровья и других возможных проблем. В феврале 2009 года рядовой первого класса Бергдал прибыл в Афганистан, и сослуживцы вспоминают его как державшегося особняком тихоню, который стал изучать пушту и больше времени проводил с афганцами, чем с однополчанами. Он говорил о желании совершить путешествие в Индию и на своей странице сайта Facebook назвал себя Странствующим Монахом (Wandering Monk). На этой странице Бергдал ругал командиров и правительство, размышляя, может ли художник, солдат или генерал остановить насилие и «изменить умы дураков». Его последняя запись в Facebook датирована 22 мая 2009 года, он рассказал, как его взвод по вине командиров попал в засаду.
Через две с половиной недели Бергдал послал Ким Харрисон частично закодированное сообщение, из которого ясно только то, что он не может быть откровенным, так как боится за себя. Через две недели Боу исчез с военной базы при странных обстоятельствах, и, по некоторым данным, талибы задержали его плутающим по дорогам и проклинающим Америку. Еще через несколько дней Ким Харрисон получила посылку, в которой Бергдал отправил ей свой дневник, компьютер-лаптоп и другие личные вещи.
Как Боу Бергдал провел в плену без малого пять лет, известно с его слов, по заявлениям талибов и по видеозаписям, которые они периодически предоставляли. По словам пленника, его мучили, надевали мешок на голову, а за попытки бежать сажали в клетку. По словам талибов, он резвился, как на свободе, носил оружие, играл в футбол и вроде бы принял ислам. Все это будет уточняться, но куда интереснее механизм освобождения Бергдала, которого заочно повышали в чине до сержанта и должны были вот-вот сделать старшим сержантом. В Пентагоне пояснили, что, оставайся он у талибов, это состоялось бы в июне, но теперь Бергдал снова служит родине, и будущие повышения ему нужно доказывать службой, смекалкой и знаниями. Все проведенное у талибов время ему шла зарплата, которая составила примерно 300 тысяч долларов, а если его сочтут военнопленным, по рекомендации командования Бергдал может получить еще столько же.
Сослуживцы Бергдала считают его дезертиром, по вине которого погибли несколько человек из групп поиска пропавшего без вести. По закону за дезертирство могут надолго посадить и даже казнить, но с «героем нашего времени» это вряд ли произойдет. Президент Обама пригласил родителей Бергдала в Белый дом и в Розовом саду сказал им и народу Америки, что его долг как главнокомандующего — не бросать своих солдат в беде. Советник президента по национальной безо­пасности Сюзен Райс в интервью телеканалу АВС заявила, что сержант Боу Бергдал «служил достойно и честно». Командование армии пока не назначило официальное расследование обстоятельств того, как сержант Бергдал оказался у талибов, то есть ушел ли он в самоволку и заблудился, или сознательно перешел на сторону врага.
Рядовой Бергдал пропал 30 июня 2009 года и объявился уже сержантом 31 мая 2014, когда его обменяли на пятерых талибов, которых выпустили из лагеря на базе наших ВМС Гуантанамо, на Кубе. Лагерь называют «Гитмо» и открыли его в январе 2002 года, доставив из Афганистана первых 20 человек, обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов». Пик наполнения «Гитмо» пришелся на 2003 год, когда там содержались 684 пленника, а 21 января 2009 года, на второй день президентства, миротворец Барак Обама подписал приказ о расформировании «Гитмо» к 1 января 2010 года, но это оказалось слишком поспешным шагом. Сейчас в лагере осталось 149 пленных, из которых 78 прошли комиссию по освобождениям, но еще не освобождены.
Боу Бергдала обменяли не на простых талибов, а на министров-силовиков бывшего Исламского эмирата Афганистан, который существовал с 1996 до 2001 года как почти никем не признанное шариатское государство талибов. После терактов 11 сентября 2001 года власти эмирата укрыли у себя Осаму бин Ладена, и режим был свергнут нашими военными при поддержке Северного альянса — Объединённого исламского фронта спасения Афганистана. Совет безопасности ООН признал режим талибов террористической организацией.
В обмен на сержанта Бергдала талибы получили бывших замминистра обороны эмирата, начальника пограничной службы, замминистра разведки, министра внутренних дел и губернатора, который был полевым командиром. Президент Обама инициировал этот обмен, не поставив в известность Конгресс, чем нарушил им же подписанный закон, который обязывал делать это за 30 дней до таких обменов.
Переговоры об обмене Боу Бергдала тайно велись с конца ноября 2011 года через посредника, которым стало правительство Катара, и освобожденных экс-министров отправили туда, где их встретили как героев. Выступая в Палате представителей, министр обороны Хэйгел назвал их «воюющим противником», но отметил, что они не участвовали в каких-либо нападениях на Соединенные Штаты. Хэйгел сказал, что по условиям обмена все пятеро проведут в Катаре год под гласным надзором местных властей, что помешает им немедленно продолжить джихад. Что будет дальше, глава Пентагона не уточнил, но пока 29% освобожденных из лагеря «Гитмо» вернулись в лоно исламского терроризма.
Остальные, а их сейчас, повторяю, 149, сидят на чемоданах, то есть на мешках с Коранами и молитвенными ковриками, ожидая освобождения. Этим занимается специальная комиссия (Periodic Review Board, или PRB), созданная по приказу Обамы в 2011 году. Комиссия состоит из сотрудников Министерства юстиции, Пентагона, Госдепартамента и Министерства внутренней безопасности, назначенных президентом опять же без уведомления и согласия Конгресса. Более того, Обама запретил членам комиссии пользоваться информацией, полученной в результате «жестокого, бесчеловечного или унижающего обращения, при решении, что на данного пленника продолжает действовать закон о военнопленных». Согласно этому международному закону, военнопленные содержатся в лагерях до полного прекращения военных действий, а в случае с войной, которую США объявили международному терроризму, — бессрочно. Решения PRB о том, кто и почему достоин освобождения, вызывают смех сквозь слезы, очевидные на трех следующих примерах.
34-летний йеменец Галеб Нассер аль-Бихани был захвачен в 2001 году в Афганистане с оружием в руках, в лагере «Гитмо» призывал к бунту, отказывался от дачи показаний, проявлял «враждебность по отношению к США» и в 2010 году был квалифицирован как «бессрочный пленный». Один из его братьев в Йемене руководит крылом «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове. В апреле этого года его бесплатный адвокат Пардис Кебриаи сообщил комиссии PRB, что Бихани был простым помощником повара в мелкой группе боевиков, а в лагере доказал свое миролюбие тем, что занимался йогой и прочитал биографии далай-ламы и Мартина Лютера Кинга. В своем прошении об освобождении Бихани объяснил, что враждебность к США наследовал от родителей с юных лет, но теперь хочет начать новую жизнь. В мае комиссия сочла его раскаяние искренним и постановила, что аль-Бихани «больше не представляет угрозы Соединенным Штатам».
33-летний Махмуд Абд аль-Азиз Муджахид был телохранителем Осамы бин Ладена и попал в плен вскоре после 9/11. Военные предупреждали, что в случае освобождения он, скорее всего, примкнет в Йемене к брату-террористу, который тоже охранял бин Ладена. Без всяких объяснений комиссия PRB вычеркнула из дела Муджахида его показания об участии в «Аль-Каиде», а его адвокат Дэвид Ремез заявил, что это «миротворец, который по возвращении не требует реабилитации». В подтверждение адвокат привел показания другого пленника, который якобы слышал от Муджахида, что тот, вернувшись домой, намерен разводить пчел и коров. В ноябре прошлого года комиссия утвердила освобождение Муджахида, отметив его крепкую связь с семьей, в которой, по его словам, «нас с детства учили вежливости, достоинству и человечности».
33-летний Али Ахмад Мохамед аль-Рази­ни тоже служил в охране бин Ладена, писал семье о вере в джихад, и военные рекомендовали комиссии не доверять его раскаянию. Тем не менее комиссия PRB постановила вычеркнуть его из списка бессрочных пленных, так как у Разини «острая деловая хватка» и на родине в Йемене он намерен торговать фруктами и овощами. Как заявил адвокат Разини, «он готов провести остаток своих дней мирным человеком, семьянином, предпринимателем и больше никогда не представлять серьезной угрозы для Соединенных Штатов».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора