«Глухая древность»?.. Арье Юдасин беседует

Глухая древность– Шалом, рав! Позвольте, я немного поверну руль нашей беседы от актуальных событий.
– Здравствуйте, Арье! Прекрасно, я долго жду, пока Вам наконец надоест эта политика! Хотя, увы, евреям она никогда не надоедает… А нынче новый президент в Израиле — я был уверен, что Вы захотите поговорить именно о нём. Ведь он, как и Вы, вегетарианец! Или, на худой конец, нравится ли мне обмен одного дезертира-мусульманина на пятерых, более опытных…

– …убийц?
– Ну, зачем же Вы так, реб Арье? Политических деятелей, добрых и мирных террористов. Но всё-таки, что Вас так заинтересовало за пределами политики?

– Недельная глава, рав. Знаете ли, такие «экшены»! Разведка боем, разрывание рубах, проклятье всем поколениям евреев, страх перед великанами (типа Евросоюза, Арабской лиги и т. д.)… Это же так увлекательно и современно!
– Давайте, реб Арье, мы вернёмся к Вашей политике попозже. И не на уровне «кто кому чего сказал». Читатели, конечно, не поверят, что мы не сговаривались, но мне тоже хотелось бы поговорить о нашей жизни в контексте нынешней недельной главы.

– Только, рав, имейте в виду, газета выйдет, когда недельной главой уже станет следующая, «Корах» — там скандалов ещё больше. До сих пор есть отдельная заповедь: «не быть как Корах и его община»!
– И всё-таки мы беседуем с Вами перед субботой «Шлах». Давайте не будем забегать вперёд, духовная энергия сегодня больше соответствует главе «Шлах», «пошли себе (разведчиков в Ханаан)». Не нужно имитировать будущее.
Мы знаем, что мир движется в контексте, или, лучше сказать — в измерении, задаваемом недельными главами Торы. И Вы правы, события, ситуации нашей главы, главы «Шлах», сегодня актуальны, может быть, даже больше, чем тогда, 3500 лет назад. Из-за этого я и хотел бы о них поговорить — прекрасно, что в виде исключения наши желания совпали!

– Сэр, рапира в Ваших руках!
– Как мы все знаем и, естественно, знают наши читатели, главная тема этой недельной главы — преступление разведчиков, посланных «высмотреть Землю Израиля». Быть может, эта глава — самая трагическая во всей Торе.

– Простите, Вы меня пугаете — неужели наиболее актуально ныне только самое трагическое?
– Нет, конечно, но с этой трагедией мы, увы, связаны крепко до сих пор. По-прежнему Израиль для многих (евреев!) — это «земля, пожирающая своих жителей»; не раз повторяется и всенародная попытка забросать камнями действительных защитников народа (Калева и Иешуа)…

– Ближе к нам лет на тысячу — пророка Ирмиягу в Египте забросали камнями собственноручно евреи, не так?
– Да, из-за того, что он предупреждал народ и был его главным защитником в том поколении. Но, реб Арье, сегодня мне бы не хотелось отвлекаться от темы.

– Вы меня этим ужасно мучаете, рав, но буду сдерживаться двумя руками.
– И ногами, реб Арье. Держите свой энтузиазм под контролем всеми возможными способами, пожалуйста. Сейчас нам очень важно понять, почему всё ещё большинство евреев живёт вне Земли Израиля.

– В том числе и мы с Вами… Но позвольте, я дам простейший ответ: пока ещё не отовсюду евреев выгоняют. Сионистская идея и пропаганда привели в страну двести тысяч (и тысяч 50 обитало там), Холокост удвоил еврейское население Израиля уцелевшими, а арабские погромы и преследования прибавили аж за 800 тысяч в начале пятидесятых!
– Конечно, когда вспыхивают местные войны или приходят иные бедствия, часть евреев спасается в Израиле, и прекрасно, что такая возможность у нашего народа есть! Но считать, что наши соплеменники возвращаются в свой древний дом, только убегая от погромов, — слишком упрощённо и неточно. Но я заговорил не об этом, а о том, почему большинство из нас отнюдь не торопятся в Землю Обетованную из мест, откуда не гонят.
Скажете, из-за страха потерять социальное положение, привычную среду, язык и комфорт? Это всё-таки одна из внешних оболочек, это не суть, не причина. Я могу привести ещё много таких не-причин, уже «с той стороны»: войны, террор, высокое налогообложение, восточный стиль, политическая грызня…

– Не-не-не, рав, это Вы велели подальше от политики…
– Вот это я и говорю — всё это только внешние оболочки, «упаковки» — но не содержание проблемы. Ведь главный конфликт, который рассматривается в нашей недельной главе, — это конфликт веры Создателю и упования на Него — или расчёта на свою собственную силу, уверенность, знание, тонкие расчёты и т. д.

– Рав, почему Вы использовали не совсем привычное русскому уху выражение: «вера Создателю»? Обычно говорят «вера в Создателя».
– Реб Арье, по-моему, это очевидно: «вера в Создателя» — это просто констатация, что «где-то там есть Б-г». А еврей доверяет Создателю, Его Закону — и живёт по нему. Но сейчас у нас не лингвистическая тема, Вы, мне кажется, немного не удержались в теме.

– Грешен, исправлюсь… когда-нибудь.
– Пока евреи находились в Синайской пустыне, среди открытых чудес: падающий с неба ман, гуляющий по пустыне колодец, озонированный воздух, выравниваемая дорога, полная безопасность от разбойников, зверей и ядовитых гадов, растущие вместе с человеком, не знающие сноса одежда и обувь…

– Рав, поверьте, я держусь всеми четырьмя конечностями, но… Вчера получил письмо-протест против профессора Аумана — израильского химика, религиозного еврея, нобелевского лауреата. Автор письма обвиняет его в том, что «Нобель» вручён учёному за вещи, подробно описанные в Талмуде, приводит примеры… А что, если нам с Вами, ребе, разработать одежду, которая станет расти вместе с телом человека? Хорошие нынче пластики, и деньги хорошие, махнём на Гавайи…
– Реб Арье, мы пока не будем заниматься плагиатом, Нобелевская премия нам поэтому не грозит. Или Вы хотите, чтобы о Вас писали подобные письма?

– Вы бы видели, рав, какие мне, бедному журналисту, в каждой поэтической колонке приводящему свой мейл, пишут иногда письма «любители изящной (русской, настоящей русской) словесности»!
– Реб Арье, не плачьтесь в жилетку, я призываю Вас вернуться к теме. После эпохи чудес наступает такое время, когда евреи должны выйти из пустыни, лишиться этого безоблачного существования, научиться жить в мире, где нет явных чудес (хотя скрытые чудеса присутствуют постоянно). В Израиле не падает ман…

– Вы хотели сказать, что к нему добавляются две буквы и получается money?
– В частности. Евреи окажутся, раз уж Вас потянуло на английский, face to reality, лицом к лицу со всеми проблемами жизни в природе и обществе. К примеру, человек занимается бизнесом, хорошо в этом разбирается, но вот в бизнесе начались трудности. Неверующий будет искать какие-то причины в области экономики, проверять на честность партнёров и т. д. Человек, доверяющий Создателю, станет делать то же самое — но при этом будет молиться Всевышнему, просить Его о помощи и умудрении, уговаривать раскрыть ему глаза на истинные причины — почему так случилось. И анализировать всю свою жизнь, своё поведение, поступки, образ мыслей и т. д. Потому что мы знаем, не так уж редко случается — люди занимаются бизнесом, не имеют никаких особенных предпосылок разбогатеть — и вдруг за довольно короткое время становятся очень успешными. Это называется «бесията де-шмайя» — с помощью Небес. Бывает, все это знают, и наоборот. Почему же первое или второе происходит сейчас с тобой?
То есть человек, доверяющий Создателю, живёт как бы в двух ракурсах: он чувствует помощь Творца — и при этом действует в соответствии с ситуацией в обществе. При этом одно корректирует и дополняет (и реализует) другое. А человек без этой веры, без этого доверия полагается только на свои личные качества. Ему бывает часто совершенно непонятно, почему произошёл крах, провал — ведь он такой умный и способный! И начинаются сетования «на судьбу», «на заговор», «на злое общество», «на ленивых и нечутких близких»… Отсюда недалеко до депрессий, до чувства безнадёжности — со всеми неприятными вытекающими.

– Рав, мне кажется, Вы сейчас походя обозначили одну глобальную проблему сегодняшнего общества — огромное количество депрессий, фрустраций, массовое потребление антидепрессантов и т. п. — в социуме, который живёт несоизмеримо лучше и комфортнее, чем в очень недавние эпохи. Не отсюда ли постоянные «теории заговора», которые сочиняют по абсолютно любому поводу?
– Да, Арье, и не я первый. Про связь же депрессий с «теориями заговора» я особенно не думал, но это выглядит логичным. Всем советую почитать книги рава-доктора Авраама Тверского — он, знаменитый психиатр и психолог, очень точно анализирует в них проблемы личности в нынешнем мире, трудности самореализации. Некоторые из них уже переведены на русский: «Обида», «Сделаем человека»… Но вернёмся к истории с разведчиками. Мы видим здесь одну важную вещь: что тогда понял еврейский народ? Что Земля Израиля соединяет в себе постоянное присутствие Создателя, непосредственно рядом с тобой — и одновременно начало практическое, личную деятельность и ответственность. А к этому народ тогда не был готов. И к этому не были готовы десятеро разведчиков, которые были великими людьми, лидерами народа Израиля!

– То есть, рав, Вы хотите сказать, что проблемы наши, людей Торы, и тогда, и сейчас подступают с двух сторон: с одной — не забыть о постоянном присутствии Б-га в твоей жизни и в жизнях всех, с кем ты связан, то есть «не провалиться в материю», а с другой — не уйти в мир абстракций, в чистую духовность без приложения её к «мирской», «приземлённой» жизни — в «скит»?
– Да, Арье, Вы предвосхитили то, что я хотел сказать. Позвольте, сделаю комплемент: сегодня Вы внимательно следите за моей мыслью. Нельзя нам, людям, провалиться в бездуховную, только социальную действительность. Не можем мы, оставаясь людьми, воспринимать происходящее — особенно происходящее на святой Земле Израиля — лишь через «очки СМИ», без учёта пронизывающей всё воли Всевышнего. Мы не можем погрузиться в текучку событий, не задумываясь об их сути, об их цели, об их надмирном значении. Мы не можем, оставаясь людьми (а не двуногими мыслящими животными), игнорировать Создателя. А с другой стороны, невозможно и укрыться от ответственности в собственном идеальном мире. Это (и то и другое!) и было ошибкой разведчиков.

– Советский фильм «Ошибка резидента» касался несколько иных причин…
– Но здесь же не один, пусть и главный, а целых 10 разведчиков! И не «советских». Потому что не ошибались только советские разведчики и советские руководители.

– Не скажите, не скажите. Сколько и сегодня «безошибочных людей»…
– Только не среди живущих по Торе. Или Вы, реб Арье, за недельный перерыв подзабыли нашу ежедневную «Покаянную молитву»?

– Нет, рав, не забыл. Согласно упомянутому Вами доктору Тверскому, неспособность признать свою возможную неправоту — симптом низкой самооценки человека. Страх, что его (воображаемая) «низменность откроется». Между прочим, в Совке это проявлялось абсолютно отчётливо: «у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока» сочеталось с тем, что «человек — винтик» и «там (на Западе) живут лучше и достойнее». А сегодня подобное нередко у эмигрантов.
– Вы опять правы, Арье, но не это — наша главная тема. Я хочу донести до наших собеседников одну мысль. Народ Израиля и ныне в большинстве своём не живёт на Святой Земле. Настоящая причина этого — недостаток истинной духовности в нашем сегодняшнем существовании на планете Земля.

– Извините, а в Государстве Израиль уже все такие духовные?
– Это именно то, что я имею в виду. Поэтому мы видим больше миллиона израильтян — «сабр», рождённых в стране, — которых можно встретить по всему миру, от Америки и Индии до Тайваня с Таиландом. От этого же — конфронтация в стране секулярного и религиозного сообществ, конфликты между правыми, левыми, верхними, нижними, зелёными, серо-буро-малиновыми и т. д. Вне Государства Израиль такие конфронтации значительно более сглажены.

– А что Вы, ребе, скажете об СССР — насколько там «сглаживались» межъеврейские конфликты?
– Реб Арье, Вы говорите о «чемпионах мира»! СССР можно внести в Книгу рекордов Гиннесса — никто ещё в истории не достигал такого успеха в «разъевреивании евреев», в превращении святого народа в верующих атеистов — «верующих в безверие» наравне, а то и впереди любых других — белорусов, украинцев или тунгусов.

– Но всё же, ребе, если кратко: какова главная причина того, что мы всё ещё разбросаны по миру?
– Евреи не едут в Израиль, живут по миру, потому что они не чувствуют духовной обязанности по отношению к этой земле. Это — помимо всех частных причин.
Есть, конечно, и те, кто именно по соображениям веры и идеологии не хочет ехать в Государство Израиль — по причине гонений там на веру. Боятся, что не смогут в такой обстановке воспитать детей. Но мы сейчас касаемся других людей — тех, кто пока вне контекста еврейской духовности, вне Торы…
Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора