По настоянию евреев и с разрешения Б-га Моше посылает в Землю Обетованную двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись через сорок дней в походный стан, разведчики принесли с собой образцы необычайно крупных плодов. Десять из них заявили, что эту «хорошую страну, текущую молоком и медом», невозможно завоевать, поскольку в ней живут люди-исполины под стать принесенным плодам. Деморализованные таким пессимистическим сообщением, евреи впали в отчаяние и потребовали немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика Иегошуа и Калев пытались убедить их, что Эрец Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Всевышнего. Б-г разгневался на паникеров и решил уничтожить строптивый народ. Лишь страстная молитва Моше спасла евреев от немедленной гибели. Всевышний приговаривает их к 40-летнему блужданию по пустыне — только следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся бунтарей бросается на штурм Эрец Исраэль вопреки предостережению Моше и терпит полный разгром при столкновении с амалекитянами и ханаанеями. В утешение Б-г сообщает евреям порядок принесения храмовых жертв на Святой земле и заповедь отделения халы от теста. Тора перечисляет жертвы, которые надо приносить в Храм для искупления непреднамеренных грехов, индивидуальных и коллективных. Лишь умышленное оскорбление Имени Всевышнего не подлежит искуплению: душа виновного «отсекается» от его народа. Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шаббат и был казнен за это. В конце раздела дана заповедь «цицит», ношения кистей из нитей на краях одежды. Формула этой заповеди включена в ежедневную молитву «Шма, Исраэль».
***
«И дошли они до долины Эшколь, и срезали там ветвь с одной гроздью винограда, и понесли ее на шесте вдвоем, и взяли также из плодов гранатов и смоковниц» (13:23).
Странный символ выбрало израильское Министерство туризма для привлечения гостей из-за рубежа: двое мужчин очень древнего вида несут на шесте огромную гроздь винограда.
Нет сомнений, этот символ весьма эффектен и, главное, узнаваем. Однако изображенные на нем люди — разведчики из сегодняшнего раздела — стремились не к восхвалению Страны Израиля, которую осматривали 40 дней, а к ее дискредитации. И огромная гроздь понадобилась им не для демонстрации ее величия, не для рекламы, а для запугивания сынов Израиля, ожидавших в пустыне их отчета: мол, не вздумайте переходить границу этой земли, которая порождает таких гигантов — людей и плоды, она поглотит вас…
Действительно, странная и по меньшей мере неуместная эмблема для организации, главная цель которой — привлекать туристов в Эрец Исраэль, «продавать» ее красоты, историю и святость.
Возможно, первые сионисты считали разведчиков предтечами своих халуцим, первых еврейских поселенцев в современную эпоху. В любом случае им бы следовало внимательнее прочесть Тору, прежде чем остановить свой выбор на символе с людьми, несущими виноградную гроздь.
Слава Б-гу, у нас есть другие средства, кроме туристической рекламы, для исправления греха разведчиков и того ущерба, который нанесли нам их клеветнические слова. Для искупления этого греха Тора дала нам среди прочего заповедь «бикурим», принесения первых плодов урожая в Иерусалим.
Да, разведчики вынесли вотум недоверия Стране Израиля, но зато в эпоху Храма мицва первых плодов давала нам возможность выразить любовь к ней. Именно по этой причине заповедь «бикурим» относилась только к семи видам плодов, которыми славилась наша земля: пшенице, ячменю, винограду, финикам, инжиру, маслинам и гранатам.
В Мишне заповедь «бикурим» описывается так: «Человек шел на свое поле и, увидев первый плод смоковницы, или первую гроздь винограда, или первый гранат, завязывал соломинку вокруг плода и говорил: “Это — бикурим”».
Любопытно, что из семи избранных видов, которые символизируют плодородие Эрец Исраэль, в Мишне упоминаются только три: инжир, виноград и гранат. Нет, это не случайность. В Торе вообще нет случайностей. Именно эти три вида принесли разведчики из своей осведомительной экспедиции.
Те же самые плоды, с помощью которых разведчики хотели дискредитировать Страну Израиля, используются мудрецами для описания заповеди, вся цель которой состоит в том, чтобы продемонстрировать нашу любовь к ней.
По духовным каналам
«Пришли мы в страну, в которую ты послал нас, и вот — течет она молоком и медом…» (13:27).
Эрец Исраэль — это своеобразная насосная станция, получающая духовную энергию из высших сфер и перекачивающая ее во все концы земли. Главный канал духовности спускается на Храмовую гору в Иерусалиме, откуда разветвляется на множество рукавов. Царь Шломо, мудрейших из людей, хорошо читал невидимую схему расположения этих энергетических артерий. Он выращивал в Иерусалиме редкостные цветы, которые обычно росли только в Африке, потому что ему был известен точный маршрут прохождения жизненной силы этих цветов в сторону Африканского континента.
Но кроме духовного трубопровода, берущего свое начало в Эрец Исраэль и размещающегося в пространстве, есть такой же трубопровод, который протянулся во времени. Это — шаббат. Он распределяет духовную силу на всю неделю — от воскресенья до пятницы.
Какая связь между этими двумя «насосными станциями» — пространства и времени? Ответ мы находим в приведенном выше классическом определении Страны Израиля: земля, «текущая молоком и медом». Прочтите эту фразу на иврите: «зават халав у-дваш». А теперь сложите последние буквы слов в обратном порядке: Шин-Бейт-Тав. Получится ШаБаТ.
«И вы увидите Его…»
«И будут у вас кисти (цицит), и вы увидите его, и будете вспоминать все заповеди Б-га…»(15:39).
В этом стихе из сегодняшнего раздела бросается в глаза грамматическое противоречие. В описании заповеди «цицит» (кисти из плетеных нитей, которые еврей должен носить на краях четырехугольной одежды) это слово употребляется во множеством числе, но вслед за ним сказано: «…И вы увидите его». Почему «его», а не «их»?
Мудрецы Талмуда (трактат «Менахот», 43б) объясняют, что слова «и вы увидите его» относятся не к цицит, а к Б-гу: «И вы увидите Его». Это значит, что у того, кто соблюдает эту мицву правильно и с нужной концентрацией внимания, откроется внутреннее зрение, и он увидит Шехину, Б-жественное присутствие.
Данная идея имеет конкретное выражение. Нити цицит привязаны к краям четырехугольной одежды. Эти четыре края символизируют четыре стороны света — север, юг, восток и запад, — которые незримо очерчивают границы нашего материального мира. Цицит, привязанные к краям одежды, как будто выводят человека за границы мира.
Наверное, поэтому заповедь «цицит» считается равноценной всем другим заповедям.
Мицвот даны нам для приближения к Б-гу, к Его высшим мирам, для того чтобы дать нам возможность духовно расти и выходить за рамки материального бытия. Цицит представляют собой графический образ той силы, которая простирается за пределы четырех краев света.
Не случайно, если сложить гематрию (числовое значение) слова «цицит», которое равняется 600, восемь нитей, которые сплетают на каждом из четырех краев одежды и пять узлов на каждой кисти, то получится число 613 — общее количество заповедей Торы.
И наконец, слово «цицит» имеет общий корень с глаголом «лехациц» — выглядывать. Цицит позволяют нам «выглядывать» за пределы нашего мира, туда, где находится Высшая реальность.